О женской доле снято не мало фильмов в Индии, каждый из которых отражает её социальное положение, бесправие, несправедливость и прочие проблемы. Однако тема древней профессии универсальна для любой страны и континента, актуальна во все времена с любым уровнем развития и прогрессивности. Эту тему тоже можно осветить с разных сторон: как трагедию («Красавица Лакнау») или как романтическую историю («Красотка» с Джулией Робертс). В фильме «Падший ангел» есть и то, и другое.
В общем смысле история из категории «поехала в столицу поступать и не поступила». Вибхавари (Рани Мукерджи) поехала в Мумбай на заработки, а стала элитной девушкой по вызову Наташей.
«Путана, путана, ночная бабочка. Но кто же виноват?» ©
Дальше...А виноваты в первую очередь родители. Отец, Шившанкар Сахай (Анупам Кхер), поминутно пенял старшей дочери, что она – не сын, денег в дом не принесёт. Если б он знал, как не прав! Женщина тоже может принести деньги в дом, только вряд ли ему понравится, каким способом она их заработает. Но хуже всего поступила……
Читать дальше
О женской доле снято не мало фильмов в Индии, каждый из которых отражает её социальное положение, бесправие, несправедливость и прочие проблемы. Однако тема древней профессии универсальна для любой страны и континента, актуальна во все времена с любым уровнем развития и прогрессивности. Эту тему тоже можно осветить с разных сторон: как трагедию («Красавица Лакнау») или как романтическую историю («Красотка» с Джулией Робертс). В фильме «Падший ангел» есть и то, и другое.
В общем смысле история из категории «поехала в столицу поступать и не поступила». Вибхавари (Рани Мукерджи) поехала в Мумбай на заработки, а стала элитной девушкой по вызову Наташей.
«Путана, путана, ночная бабочка. Но кто же виноват?» ©
А виноваты в первую очередь родители. Отец, Шившанкар Сахай (Анупам Кхер), поминутно пенял старшей дочери, что она – не сын, денег в дом не принесёт. Если б он знал, как не прав! Женщина тоже может принести деньги в дом, только вряд ли ему понравится, каким способом она их заработает. Но хуже всего поступила… родная мать, Савитри (Джая Бхадури Баччан). В самый ответственный момент она буквально отмахнулась от дочери, предоставив ей самой решать, что делать. Главное, чтобы деньги прислала, и срочно! Когда до глупой женщины дошло, было уже поздно. Но самое печальное, что мать не раскаялась перед Вибхой за роковую опрометчивость, не попросила немедленно вернуться домой и всё замять по-тихому. Нет, мать просто отреклась от падшей дочери. Но деньги от Вибхи мать исправно принимала.
Сей персонаж вызвал у меня наибольшую неприязнь и непонимание. Ведь грех дочери – это всегда и грех матери: недосмотрела, не поняла, отмахнулась... И вот результат. По сути фильм не о трудной доле женщины эскорта, не об осуждении обществом, а об отношении к человеку со стороны самых близких людей. А ведь в данном случае Вибха хотела как лучше, пожертвовала собой ради семьи. Не зря говорят, что ни одно доброе дело не останется безнаказанным.
Впрочем, не все герои такие, как Савитри.
«Падший ангел» мне напоминает одновременно два фильма: «Интердевочку» и упомянутую «Красотку». Рани Мукерджи тонко сыграла и показала свою героиню, без романтизации её древней профессии, но и без пошлости и лишней драматургии. Мы видим женщину, ставшей заложницей жизненных обстоятельств и осуждать её за это не хочется. Каждый в этом мире вертится, как может. Став падшей в социальном плане, Вибха сохранила чистоту души и порядочность.
Любовная линия здесь, конечно же, тоже есть. Младшая сестра Вибхи, Субхавари, влюбляется в довольно умного и состоятельного парня Вивана (Кунал Капур). Дело движется к свадьбе. В то же время и сама Вибха встречает бизнесмена Рохана (Абхишек Баччан). И не сказать, что закручивается головокружительный роман, но что-то такое происходит. Несмело, медленно, лёгким флёром. Однако здесь мне не хватило размаха. Если об отношениях Субхи и Вивана более-менее подробно рассказано, то лавстори Вибхи/Наташи и Рохана не была достаточно раскрыта. Получилась скорее констатация факта. Весь акцент фильма ушёл именно на отношения Вибхи с семьёй, её душевных переживаниях и некоем смирении с судьбой. Поэтому для любви просто не осталось места, во всех смыслах.
Так же мне не хватило развития конфликта с родственниками семьи Сахай. Особенно финал вышел скомканным, торопливым каким-то. Словно режиссёры поняли, что увлеклись и начали быстро сворачивать лавочку. А хотелось бы более конкретного наказания зла, более широкого хэппи-энда. И да, раскаяния Савитри.
Приятным бонусом был эпизод с Хемой Малини. Её героиня тоже женщина лёгкого поведения, утончённая куртизанка Дулари Баи. Но как она прекрасна – и героиня, и сама Хема! Персонаж этот символичен и появляется не только для красивого кадра. Дулари Баи – как пророчество для Вибхи.
Говорят, что фильм провалился в прокате, а некоторые рецензенты откровенно ругают фильм и придираются к разным мелочам. Но я нашла картину весьма интересной. Есть над чем задуматься, есть над чем попереживать, но не скатиться при этом в сплин. Недостатки есть у любого фильма, даже самого кассового. Но не стоит быть столь критичными. Да, кому-то «Падший ангел» может показаться вторичным, кто-то увидит сказку для взрослых… Но вспомните «Красотку», о которой я уже говорила! Разве там всё по правде жизни? Разве каждая вторая путана встречает миллионера и выходит за него замуж? Однако кино стало культовым, классикой жанра, которое смотрят и пересматривают по сей день. Суть «Падшего ангела» не в том, что всё кончается прекрасно. Смысл заложен в самом сюжете: осуждать легко, а понять и простить – дано не всем.