Начну с того, что этот фильм я долго искала. С детства смутно запомнила крошечный кусочек, который как-то увидела по телевизору. Какая-то бригада, то ли по ошибке, то ли по незнанию, не вовремя что-то посеяла — то ли пшеницу, то ли огурцы (ох уж эти детские воспоминания :)) — а потом ударили заморозки, и всем колхозом пришлось спасать урожай. Я перерыла кучу сайтов о кино и подборок с фильмами о колхозах, пока наконец не нашла упоминание о похожем эпизоде. Так что начиная смотреть, я хотела как минимум закрыть столько лет мучивший меня вопрос: что же там стряслось с этим несчастным урожаем?
Еще две причины отнестись к фильму доброжелательно появились, когда я решила перед просмотром почитать об истории его создания. Оказалось, что он снят по пьесе коми драматурга Николая Михайловича Дьяконова, моего земляка. К сожалению, коми таланты нечасто становятся известны за пределами Коми, так что я с радостью и гордостью читала о том, насколько широко гремела слава об этой пьесе по всему Советскому Союзу. “Свадьба” впервые была напечатана в 1949 году, затем переведена с коми языка на русский советским драматургом Анатолием Глебовым, и уже 12 марта 1950 года состоялась премьера на сцене Московского театра сатиры. Постановка пользовалась оглушительным успехом, была награждена Сталинской премией и в 1953 году экранизирована с участием актеров Театра сатиры, которые выступали и в спектакле. Это стало третьей причиной для симпатии и предвкушения: я очень люблю Театр сатиры, мне посчастливилось побывать на многих спектаклях, на некоторых не по одному разу. И хотя со времен премьеры “Свадьбы с приданым” прошло почти 70 лет, когда и театр, и весь мир были другими, но фразу “Роли исполняют артисты Московского театра сатиры” во вступительных титрах я всё равно ощущаю как знак качества.
Я в самом деле не могу сказать наверняка, действительно ли фильм так хорош, или сыграла роль моя готовность его полюбить. Понимаю, что есть достаточно причин, почему он может не понравиться. Если вы не любите, например, “Кубанских казаков”, считаете их агиткой и пережитком сталинской эпохи, не заслуживающим внимания сегодня, то и за “Свадьбу с приданым” браться не стоит. По сути, это тоже агитка — наивная, сказочная история о счастливых и красивых людях, не знающих ни нищеты, ни разрухи. Передовики в орденах борются за рекорды и победу в соцсоревнованиях, а лодыри и разгильдяи осознают свои недостатки и исправляются. В то же время, несмотря на сказочность и коммунистическую риторику, основной конфликт в фильме актуален и сегодня: главная героиня Ольга отказывается выходить замуж за любимого человека из-за нежелания переходить из передового колхоза в отстающий, где уже не сможет добиваться рекордных урожаев. Фактически, она отстаивает право на карьеру и самостоятельность, отвергает патриархальные идеи о покорности и девичьей стыдливости — мне кажется, очень созвучно современной феминистской повестке.
C другой стороны, поклонники тех же “Кубанских казаков” тоже могут почувствовать разочарование, так как хотя фильмы и похожи, “Свадьба с приданым” менее яркая, менее красочная и менее динамичная. Это более размеренный фильм, в нем много неспешных разговоров, много хождений вокруг да около, много музыкальных номеров. Когда смотрела “Свадьбу” в первый раз, показалось даже, что песен и танцев чересчур уж много, что в “Кубанских казаках” они встроены в сюжет более органично и естественно. Но тем не менее музыка к фильму и песни замечательные. Считают, что спектакль в постановке Театра Сатиры, а затем и фильм были обязаны популярностью именно композиторам Николаю Будашкину и Борису Мокроусову и поэту Алексею Фатьянову. Так как сама я уже который день хожу и не могу перестать напевать то одну, то другую песню, то конечно, с этим мнением полностью согласна :)
Ну и как писать о кино и не упомянуть об актерах, тем более здесь они чудесные. Конечно, Виталий Доронин, сыгравший первого парня на деревне и блондина (с) Колю Курочкина с его куплетами. Конечно, невероятная Татьяна Пельтцер и её Лукерья — местный колхозный лодырь, каждую реплику которой можно цитировать, настолько это остроумно и точно. Хотя и Курочкин, и Лукерья — персонажи неположительные, но основное очарование именно в них. Почти всё, что есть в фильме забавного, связано с этими героями, и сыграны они блестяще. Еще скажу о Михаиле Дорохине — немногословный Федор-гармонист меня покорил, жаль, что об этом артисте нет почти никакой информации.
Но что потрясло меня в “Свадьбе с приданым” до мурашек и до глубины души, так это дуэт главных героев — Ольги и Максима. Дело в том, что Вера Васильева и Владимир Ушаков стали парой и в реальной жизни, поженились и прожили вместе долгую счастливую жизнь до самого ухода Владимира Петровича в 2011 году...
Только представьте себе фильм, в котором сбылось каждое сказанное слово о любви. В котором нежность, с которой герой смотрит на свою невесту, никуда не исчезла после слов “Стоп! Снято!”. “Свадьба с приданым” это не тот фильм, после которого актеры, игравшие влюбленных, смывают грим, снимают костюмы и разъезжаются по домам к супругам и детям, и где красивая история любви, за которой ты так восторженно наблюдал, так и остается существовать лишь от титров до титров. Кажется, Владимир Ушаков даже не играл, а просто прожил эту любовь в кадре. И это самая важная причина, почему для меня “Свадьба с приданым” — один из самым трогательных и нежных фильмов, которые я видела.