Среди огромного количества дорам, всегда найдутся такие, которые пройдут тихо и незаметно, при этом являясь жемчужной в кинематографе. И это как раз относится к «Мастер ципао».
Возможно, эта дорама не сможет похвастаться знаменитыми на всю страну лицами, которые каждый месяц цепляют взгляд зрителя с экранов, возможно, эта дорама не сможет похвастаться огромным количеством трейлеров и рекламой, но чем она точно сможет покорить – качеством того, что вы видите на экране. И она, безусловно, хороша по ряду параметров. Например, вы не увидите здесь дворцовые интриги и гаремные разборки, потому что всё это будет не более чем историческим фоном и ходом времени. Вы не увидите здесь пылкую и страстную романтическую линию и огромное количество физического взаимодействия между героями разного пола, но тут вы увидите другую сторону любви – когда человек готов даже рискнуть жизнью ради той, которую он любит. Тогда, что вы здесь можете увидеть? Вы погрузитесь с этой историей в мир китайской моды первой половины 20-го века, увидите, как менялась женская одежда с изменением структуры и устройства общества. Вы познакомитесь с тем, как личный конфликт длинною в десятилетия захватит уже новое поколение, и принесёт за собой раскаянье и чувство стыда за содеянное. Но главное, вы познакомитесь с персонажем, который смог совершить переворот в мире китайской моды и то, что до сих пор носят женщины всех возрастов – ципао (чонсам).
Вся эта история будет посвящена одному человеку – Лу Юань Чжи и его семье, и тому, что он совершил для мира моды. И сразу хочется сказать, что в основу сюжета легла история реальных людей, которые занимались модой в Китае в начале 20-го века. И через Лу Юань Чжи мы увидим радость, боль, надежды и потери, которые были не только у одного человека, но и у общества в целом. Именно поэтому, я бы хотела остановиться более подробно на персонаже и том, как создавались образы.
Как я говорила выше, эта дорама не поразит вас обилием знаменитых на весь мир актёров. Почему? Потому что для этой истории требовались не раскрученные лица, а те, кто полностью мог бы соответствовать своим персонажам. И здесь упор ставился на талант актёров, на их образование, на их увлечения и способности. Поэтому история вышла настолько глубокой, сильной и проникновенной, потому что каждый из актёров жил своей ролью, и я расскажу об этом подробнее ниже.
Чтобы создать образ талантливого и самобытного дизайнера одежды Лу Юань Чжи, требовался человек, очень хорошо разбирающийся в искусстве, кто мог бы не просто изобразить творческий процесс, а как раз принимающий непосредственное участие в нём, то есть умеющий хорошо рисовать, кроить и шить, к тому же обладающий классическим кинообразованием. И таким человеком стал Чжан Хао Вэй. И почему именно он? Во-первых, его образование, тут как раз пригодился опыт его учёбы именно по драматическому направлению, плюс то что он очень хорошо умеет рисовать и входит в топ лучших каллиграфов-непрофессионалов Китая. Но самое важное то, что вы не увидите его на светской тусовке и вероятность обнаружить его на какой-нибудь выставке, в музее или в литературном клубе равна почти 100%. И вы спросите, зачем я это всё говорю? Потому что Лу Юань Чжи получился очень сильным персонажем, наделённым превосходными моральными качествами, но при этом, он не гипертрофированно-идеальный тип. И, есть маленький сюрприз для зрителей, все эскизы которые вы здесь видите, все процессы шитья, актёр делал самостоятельно и без помощи со стороны.
Кто такой Лу Юань Чжи? Лу Юань Чжи потерял родителей в раннем детстве и был взят на воспитание, вместе со своим названным братом в семейство Су. С самого детства он обладал бунтарским духом, и дня не происходило без того, чтобы он не влип в какую-нибудь ситуацию. И когда он вырос, его характер остался точно таким же бунтарским, но, он достаточно быстро усвоил, что в его жизни должны быть принципы, за границы которых он никогда не выйдет. Например, он никогда не будет вести грязную игру по отношению к другим, всего добиваясь цивилизованными и законными методами. Второе что он усвоил достаточно быстро, то что никогда не предаст тех кого он любит, будь то члены семьи или любимая девушка, даже если они своими поступками причиняли боль. И если брать окружающих, то он невольно вызывал во всех невольное чувство симпатии: женщины влюблялись в него, мужчины уважали, а члены семьи стремились его всегда баловать. Но, никто даже не думал, что у него есть талант, пока он не доказал обратное.
Знаете, этот персонаж показал одну важную вещь – нужно быть честным человеком не только по отношению к другим, но в первую очередь к самому себе. Но самое важное – каким бы профессиональным портным ты бы ни был, если у тебя нет чутья, если ты не можешь уловить модные тенденции, если у тебя нет креативного мышления, то ты просто не догонишь уходящий поезд. Юань Чжи был как раз тем человеком, кто готов был меняться, каким бы сложным для него не был бы вызов. Он не просто стоял и ждал когда кто-то за него решит вопрос, но в первую очередь самолично, своим примером доказывал на что он способен. Если нужно было за неделю пошить гору одежды – он готов был не спать и трудиться, если надо было отстоять честь Китая, он шёл и делал и даже когда его рука была сломана (представляете что такое для портного потерять руки), он не остановился на достигнутом. Да, он мог быть бунтарём, да он мог попадать в неприятности, но никто не назвал бы его бесчестным человеком. И это касалось не только рабочих моментов, но и бытовых. Даже когда родные предавали его, даже когда топтали чувства, даже в этих обстоятельствах он всё равно не отказывался от этих людей, хоть ему было и больно, даже жертвовал здоровьем ради них. И если уже говорить про его отношения с девушками, то он никогда в своей жизни не пересекал грань. Он всегда был однолюбом, он полюбил Кан Нин и на протяжении всей истории был ей абсолютно предан и верен. И дело не только в особенностях профессии, не только потому, что портные были почти что в той же категории что и евнухи из-за своего образа жизни, а просто потому что он был человеком принципа и слова. Будучи однолюбом, да и благодаря правилам, допускающим личный выбор, он никогда не давал женщинам повода думать, что он заинтересован в них больше, чем просто друг или брат. Поэтому все обвинения в том, что он аморальный тип, очень быстро опровергаются его поступками. А ведь женщины его любили, любили сильно, любили отчаянно, шли на преступления ради него, но он всегда прямо выражал свою позицию – в моей жизни нет другой любви кроме Кан Нин. Поэтому это вдвойне вызывает уважение, потому что он был достаточно состоятелен, чтобы позволить себе десяток наложниц, но ему это было совершенно не нужно. И даже в отношениях со своей будущей женой Лу Юань Чжи проявлял деликатность, что уже показывает что для него была важна прежде всего эмоциональная, а не физическая близость и он не позволял себе даже как-то неаккуратно коснуться её.
Именно поэтому этот персонаж блестяще прописан и подан. Нет, он не идеальный человек, потому что он тоже совершал ошибки, он тоже иногда переходил грань, но всегда был собой. Более того, он не превратился в скучного сухаря, он обладал шикарной харизмой, с хорошим чувством юмора. И ты веришь в этого персонажа, благодаря шикарной актёрской игре. И скажу ещё одну вещь, Чжан Хао Вэй для своего образа Лу Юань Чжи использовал свой предыдущий актёрский опыт и это очень хорошо заметно. Приведу наглядный пример, когда Лу Юань Чжи следил за своим компаньоном и то как он выяснял информацию очень сильно напоминает его Лу Мин Цзя из сериала «Возрождённый». Поэтому уже ради Юань Чжи стоит смотреть эту дораму.
Следующий персонаж, о котором хотелось бы подробно рассказать – Чжан Мо Шэн в исполнении Хун Яо. Если от Чжан Хао Вэя требовалось, чтобы он показал свою классичность, интеллект и способности, то перед Хун Яо стояла задача не перетягивать всё внимание на себя, с главного героя, что достаточно часто происходит в дорамах, но при этом быть цельной и запоминающейся личностью. И поверьте, это у него вышло. Интересно то, что с другим исполнителем, вероятнее всего персонаж вызвал бы отвращение у зрителя, потому что те поступки, что он совершал, большинство людей не смогли бы простить, но благодаря актёрской игре, мы скорее проявляем жалость к нему и сострадание. Ну как сказать жалость, это примерно как если у вас есть дети и кто-то из них более сильный, а кто-то из них более слабый, то конечно же вы будете больше поддерживать того, кто слабее. Не потому что выделяете его, а просто, потому что он не способен прыгнуть выше своей головы. И для господина Бая это в какой-то степени стало и подарком и разочарованием. Почему? Потому что с одной стороны он получил сына, которого у него никогда не было, а с другой стороны, он не смог проявить себя так, как мог бы? Но почему? Давайте разберёмся.
Как я уже говорила, чтобы быть дизайнером одежды/модельером, мало просто уметь шить, потому что это умеет делать даже человек с улицы, нужно иметь действительно талант, чтобы не отставать от моды. И при одинаковых исходных данных, Мо Шэн и Юань Чжи были сиротами и «братьями», постоянно ходили вместе и господин Су их вместе и взял на воспитание, а потом в ученики. И поверьте, любил он их в равной степени, просто видел, что у Мо Шэна больше способностей к классическому шитью, принятому в то время. И казалось бы, он лучше Юань Чжи во всём, даже в характере, потому что тот был непокорным и упрямым, а Мо Шэн был тихим, спокойным мальчиком. Но, как раз то, что он не показывал, своих чувств и сыграло с ним злую шутку, в результате это привело к тому, что он просто не выдержал темп времени.
Но главная проблема Мо Шэна была в том, что он постоянно испытывал чувство недолюбленности и завидовал тому, что Юань Чжи живой, эмоциональный, привлекающий к себе внимание «родителей» и той кого он любит. И по сути дела, он зациклился именно на этом, то что Юань Чжи сделал его жизнь ужасной и невыносимой, хотя никто от Мо Шэна не требовал этой жертвы, ни учитель, ни его названный брат. Чувство нереализованности привело к тому, что из милого молодого человека он превратился в одержимого беспричинным гневом мужчину. Но, главное что сценарист не перегнул палку и не сделал из него беспощадного монстра. Да он творил глупости, но у него было это чувство сожаления, совесть всё-таки терзала его и, в конечном итоге, он понял, что никто не пытался его место занять.
Если говорить про меня лично, то это не мой любимый тип персонажей, я не люблю слабохарактерных героев, но я ему сопереживала, болела за него и искренне хотела ему помочь, наравне с главным героем.
Я рассказала о главных мужских персонажах, теперь стоит обратить внимание на женские образы из этой дорамы, которые тоже были прописаны очень грамотно и не вызывали чрезмерного отвращения, несмотря на то что некоторые поступки отдельных лиц были достаточно ужасными.
И раз мы начали с главного мужского персонажа, то должны поговорить про главную женскую героиню – принцессу Кан Нин, в исполнении Гай Юэ Си. И когда мы говорим о главном женском персонаже, то меньше всего хочется, чтобы такая девушка постоянно заставляла героя попадать в неприятные ситуации. Здесь же, принцесса была абсолютно независимой и самостоятельной женщиной, которая в принципе могла бы справиться и без помощи мужчины, но к сожалению обстоятельства её жизни складывались не самым лучшим образом.
Если охарактеризовать героиню, то самым верным определением было бы – живая тень. Это только кажется, что быть принцессой это прекрасно, все тебя уважают, ты желанный гость в любом доме. Но, давайте подумаем о том, какого быть принцессой в умирающей династии Цин? В прошлом любимица императрицы Цыси, а в настоящем времени просто разменная монета в руках нынешней вдовствующей императрицы и своей семьи. Всего лишь живой товар, который может быть продан другой стране для урегулирования спорных вопросов, или своей семьёй, для решения финансовых проблем. Да и любили ли её в семье? Положение девушки в доме зависело от её матери, и если та умирала, то ни одна из наложниц не стала бы её слушаться, особенно если у неё родился законный наследник. И даже титул не был бы в этом спасением. И единственным проблеском надежды для неё стал Лу Юань Чжи. Потому что это страшно, это безумно страшно когда человек сломан физически, морально и не видит для себя смысла в жизни.
Он действительно стал для неё спасением, спасением от неё же самой, он не боялся рискнуть для неё всем, он не боялся мнения общества, и ради неё он готов был всю жизнь хранить обет безбрачия. Но и она не оставалась в стороне, потому что она как жена декабриста готова была идти за ним на край света. Но и у такой сильной женщины как Кан Нин тоже иногда заканчиваются силы и опускаются руки. И в тот миг когда это почти произошло, именно любимый человек вытащил её из пропасти.
В противовес Кан Нин, которая следила за каждым своим шагом была Яо Яо. Дочь господина Су, а так же названная сестра Лу Юань Чжи и Чжан Мо Шэна. И этот персонаж, за весь сериал вызывал как раз больше всего ситуаций когда хотелось просто взять весло и хорошенько дать девушке. Собственно она являлась причиной большинства ситуаций здесь, уступая пальму первенства лишь господину Баю.
Поскольку Су Пэнь Яо, была единственной дочерью и ребёнком господина Су, естественно любимым ребёнком, которую баловали и отец и мать и конечно же братья. И понятное дело, ей было позволено абсолютно всё, чем она и пользовалась. С самого детства она была влюблена в Юань Чжи, и не только потому что он был спасителем (как она думала), но и потому что он был красивым молодым человеком, обаятельным, игривым и галантным и с самого детства она считала, что Юань Чжи просто обязан быть её мужем. И это отношение, вряд ли можно было назвать здоровым даже тогда, когда она узнала правду о спасении, и даже когда Юань Чжи прямо сказал ей что считает её только сестрой и никаких чувств не испытывает к ней, и даже когда он выбрал Кан Нин своей возлюбленной. И её спонтанное и эгоистичное решение несло за собой просто ужасающие последствия, которые в итоге, всё же вернулись ей бумерангом, когда она уже вышла замуж. И опять же, спасибо сценаристам за то, что они не стали переходить грань и ошибки одних персонажей компенсировались поступками других героев, что одновременно несло и тепло и горечь признания ситуации.
И вот мы подходим к самому интересному, что по сути лежало в основе всего происходящего здесь, а именно вражда Су Цзинь Аня (Хоу Юн) и Бай Хань Ана (Чжан Чэнь Гуан). И вы будете удивлены, насколько их судьбы похожи с судьбами их учеников – Юань Чжи и Мо Шэна. Хотя чему тут удивляться, кто воспитывает тот своё восприятие мира и передаёт и не всегда оно правильное. Су Цзинь Ань и Бай Хань Ан были учениками одного учителя, были названными братьями, пока смерть учителя не рассорила их. Бай Хань Ан считал что его брат украл книгу с тайным бесшовным швом учителя и десятилетиями хотел отомстить. И ради этого он был готов на всё, даже на самые ужасные поступки. И скажу вам честно, более интересного соперничества я ещё не встречала, потому что эти два героя настолько разные, что вы никогда их не спутаете. Су Цзинь Ань спокойный, осторожный человек, всегда следующий правилам, а господин Бай Хань Ан очень изворотливый и хитрый человек, который ловко проворачивает свои идеи. И к слову он так же очень хорош как психолог, потому что достаточно ловко промыл мозг своему ученику – сыну.
Но стоило ли это того? Знаете, я никогда не думала, что пожилые актёры доведут меня до слёз. Потому что сцена признания была настолько сильно эмоционально обыграна, что всё сразу же встаёт на свои места. И мы понимаем, что Су Цзинь Ань на самом деле не делал то что он говорил, он просто не хотел, чтобы его брат, а он до сих пор считал Хань Ана своим братом, узнал правду и то как на самом деле поступил с ними учитель. И я прекрасно понимаю, почему господин Бай просто сдался после этого, дело было не в борьбе за власть, дело было в этой правде и в том, что он был не прав.
Последнее про кого я просто не могу не упомянуть это императрицу Лунъюй (Чжао Юань Юань). Я очень редко такое говорю про императриц и персонажей подобного плана, потому что придворные интриги меня не особо интересуют, но здесь я просто влюбилась в этот образ. То КАК это было сыграно, реально заслуживает награды. Императрица умирающей династии, императрица, которая вынуждена была смотреть, как привычный уклад жизни её страны рушиться и сама она ничего сделать уже не может. И для её образа хочется наверное использовать слова Лу Юань Чжи «вспомните, что вы тоже женщина, что вы тоже можете жить вне условностей этого мира, ради себя, не взваливая на себя груз ответственности за страну». И мне искренне было её жаль, особенно в те моменты, когда Кан Нин и Лу Юань Чжи были счастливы на её глазах, потому что она не могла себе этого позволить. Потому что она за свою не слишком долгую жизнь не была счастлива. Она насильно была выдана замуж, она постоянно была под пристальным контролем своей тёти императрицы Цыси, и в наследство она получила разрушенную империю, которую пытались разодрать на части иностранцы. И то как Чжао Юань Юань передала эту боль, это отчаянье, этот вселенский груз на плечах женщины, просто заслуживает аплодисментов. Мало кто может показать свою роль настолько многогранно.
Последнее о чём хочется сказать, что как уже понятно из названия, вся эта дорама будет рассказывать о развитии китайской индустрии моды первой половины 20-го века. Вы узнаете из дорамы, какие правила пошива одежды были в династии Цин, какая мода была в период Республики и самое главное, как появилась идея ципао, и почему оно стало таким популярным. Вы узнаете, как жили люди в это время, как жили зажиточные люди, как жил простой народ. Вы узнаете, почему у мастеров по пошиву одежды, в отличие от простого народа чаще всего не было наложниц или у них вообще не было семьи и детей. И наконец, вы познакомитесь с прекрасным миром женской одежды.