Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады 1950—1960-х годов, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд советской песенной классики. | |
Имя на английском | Mark Bernes (Марк Бернес) |
Альтернативные имена | Марк Нейман, Mark Bernes, Mark Naumovich Neiman, M. Bernes |
Дата рождения | 8 октября 1911 г. |
Место рождения | Нежин, Черниговская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 16 августа 1969 г. |
Место смерти | Москва, СССР |
Возраст | 57 |
Первый фильм | 1936 |
Последний фильм | 1967 |
Карьера | Актёр |
Биография
По окончании семилетней школы, с 1928 года, «начал свою самостоятельную жизнь с расклейки театральных афиш». Работал и зазывалой — «живой афишей». Начал посещать занятия в театральном техникуме, одновременно поступил статистом в харьковский театр «Муссури» (Бернес ошибочно называет его «Миссури»). Там же, заменив заболевшего артиста, сыграл свою первую роль и удостоился похвалы знаменитого режиссёра Н. Н. Синельникова. К этому периоду относится появление его сценического псевдонима — Бернес. В 1929 году 17-летний Марк приехал в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом. В 1930—1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина.
С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937) последовали заметные работы в фильмах «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обаянием и мягким юмором. Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в лентах о Великой Отечественной войне. В фильме «Два бойца» он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки. Сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года.
Первый публичный концерт Марка Бернеса как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов, сперва на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др. Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
В 1950-х—1960-х годах Марк Бернес создал в кино сложные характеры людей с нелёгкой судьбой — таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»). Член КПСС с 1953 года.
В этот период песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин).
17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Но с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.
В том же 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). Теперь в лице Бернеса она наконец обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.
В 1961 году режиссёр Павел Арманд первым нарушил запрет на приглашение актёра в кино, сняв его в небольшой комической роли добродушного пожилого еврея в своём фильме «Чёртова дюжина».
В последующие годы Бернес снова много и успешно работал, гастролировал по стране и за границей — в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ; выступал на английском телевидении. Появились и новые «бернесовские» песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский — Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 года артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Это была последняя запись Бернеса.
Новинки кино
-
(СССР, 1967)
Женя, Женечка и «Катюша»
нет отзывов
-
(СССР, 1963)
Шестнадцатая весна
нет отзывов
-
(СССР, 1963)
Это случилось в милиции
нет отзывов
-
(СССР, 1957)
Дело № 306
нет отзывов
-
(СССР, 1954)
Запасной игрок
-
(СССР, 1951)
Тарас Шевченко
нет отзывов
Лучшие фильмы
-
(СССР, 1967)
Женя, Женечка и «Катюша»
нет отзывов
-
(СССР, 1943)
Два бойца
-
(СССР, 1954)
Запасной игрок
-
(СССР, 1957)
Дело № 306
нет отзывов
-
(СССР, 1948)
Третий удар
нет отзывов
-
(СССР, 1963)
Шестнадцатая весна
нет отзывов
Фильмография: актёр
1967 | Женя, Женечка и «Катюша» | Владимир Мотыль | Военный, Комедия, Мелодрама | СССР | 7.8621 | |
1963 | Это случилось в милиции | Виллен Азаров | Драма | СССР | 4.0000 | |
1963 | Шестнадцатая весна | Ярополк Лапшин | Мелодрама, Семейный | СССР | 7.0000 | |
1961 | Чертова дюжина | Павел Арманд | Комедия | СССР | 0.0000 | |
1957 | Дело № 306 | Анатолий Рыбаков | Детектив, Криминал, Приключения | СССР | 7.4167 | |
1954 | Запасной игрок | Семен Тимошенко | Комедия, Спорт | СССР | 7.6250 | |
1951 | Тарас Шевченко | Александр Алов, Владимир Наумов, Игорь Савченко | Биография, Драма, Исторический | СССР | 2.5000 | |
1950 | Далеко от Москвы | Александр Столпер | Драма | СССР | 6.0000 | |
1948 | Третий удар | Игорь Савченко | Военный | СССР | 0.0000 | |
1943 | Два бойца | Леонид Луков | Военный, Драма, Романтика | СССР | 8.1053 | |
1939 | Человек с ружьем | Сергей Юткевич | Военный, Драма, Исторический | СССР | 5.5000 | |
1936 | Заключенные | Марк Червинский | Драма | СССР | 0.0000 |