Карьера | Актриса |
- Отзыв о фильме «Последний гарем»
Драма, Исторический (Франция, Италия, Турция, 1999)
Ферзан Озпетек - один из немногих турецких режиссеров, который наиболее известен за пределами Турции. В основном благодаря фестивалям. В эту категорию можно еще отнести Нури Бильге Джейлана (почти каждая его работа получает веточку в Каннах) и Фатиха Акына (хоть и родился он в Германии, но по происхождению все равно турок). Мое первое знакомство с Ферзаном началось с его дебютной драмы «Турецкая баня» 1997 года. Фильм оставил в памяти приятное впечатление, что еще больше усилило любопытство. И там, и здесь он показывает Турцию и упоминает Италию, что неудивительно, поскольку он переехал туда из Стамбула в 1976 году. В принципе, его можно причислить к итальянским режиссерам, потому что именно там он начал изучать историю искусства и кинорежиссуру. Но все-таки в его фильмах преобладает турецкая атмосфера, на мой взгляд. А как иначе? Только настоящий турок может показать, какие тайны хранятся за стенами гарема.
Я уже недавно смотрел фильм «Махпейкер», где действие тоже происходит в гареме. Но он больше относится к историческим драмам, где акцент стоит на реальных событиях прошлых лет. А это просто очень красивая костюмированная драма с мелодраматическим сюжетом, в которой рассказывается история любви молодой наложницы Сафийе и евнуха Надира. Только я не понял, кто же все-таки рассказал эту историю: Сафийе в старости или служанка в гареме? Хотя это не так уж важно. Все равно получилось весьма интересно. Особенно первая часть, где в гареме плелись интриги, а между фавориткой султана и евнухом только начинали зарождаться чувства.
К сожалению, ближе к финалу сюжет немного выдыхается. Но сам фильм получился таким красивым, что просто не может не нравиться. Я получал настоящее эстетическое удовольствие от внешности Мари Жиллен, роскошных костюмов и украшений, от танцев и интерьеров, от атрибутики в целом. Антураж просто на высшем уровне. Именно в этом основная прелесть фильма. Ведь не зря же само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что в переводе на русский означает «запрещенный». Но благодаря Ферзану Озпетеку для зрителей не будет никаких запретов и они вполне смогут удовлетворить свое любопытство.
Вместо постскриптума одна маленькая деталь, которая бросилась мне в глаза. Насколько мне известно, Ферзан Озпетек является бисексуалом. Уже во втором его фильме я замечаю сцены эротического содержания. В «Турецкой бане» были парни, а тут одалиска натиралась маслом со своей рабыней. Интересно будет посмотреть другие его работы.