Давайте представим себе на короткое мгновение настоящую буддистскую нирвану – с просветленным разумом, легкостью тела и снежно-белым покрывалом пустоты перед глазами. Затем подумаем о чем-нибудь совершенно отстраненном – например, о мести. На белоснежном фоне распустятся причудливые узорчатые цветы, словно нарисованные тончайшей кистью и тушью, и струи пронзительно алой крови. Чувствуете легкий гул в ушах и подъем в душе? Запомните это ощущение, потому что оно и будет Сочувствием госпоже Месть.
Для начала – небольшое лирическое отступление. Пару лет назад мне довелось пообщаться с корейцем, так сказать, земляком Чхан Ук Пака (Кореи-то у нас две). Мы обменялись впечатлениями о кино, ему очень нравились европейские режиссеры и мейнстрим, а я заикнулась о своей любви к азиатскому кино, а в частности, корейскому. Он скривился. Я очень удивилась – откуда такая нелюбовь к землякам? Он объяснил мне, что сами корейцы редко смотрят свое кино, так как этот тип мышления, подачи, им и так знаком. Для них это не артхаус. Практически тоже самое, что для нас «9 рота» и «Жара». Поэтому кино…
Читать дальше
Давайте представим себе на короткое мгновение настоящую буддистскую нирвану – с просветленным разумом, легкостью тела и снежно-белым покрывалом пустоты перед глазами. Затем подумаем о чем-нибудь совершенно отстраненном – например, о мести. На белоснежном фоне распустятся причудливые узорчатые цветы, словно нарисованные тончайшей кистью и тушью, и струи пронзительно алой крови. Чувствуете легкий гул в ушах и подъем в душе? Запомните это ощущение, потому что оно и будет Сочувствием госпоже Месть.
Для начала – небольшое лирическое отступление. Пару лет назад мне довелось пообщаться с корейцем, так сказать, земляком Чхан Ук Пака (Кореи-то у нас две). Мы обменялись впечатлениями о кино, ему очень нравились европейские режиссеры и мейнстрим, а я заикнулась о своей любви к азиатскому кино, а в частности, корейскому. Он скривился. Я очень удивилась – откуда такая нелюбовь к землякам? Он объяснил мне, что сами корейцы редко смотрят свое кино, так как этот тип мышления, подачи, им и так знаком. Для них это не артхаус. Практически тоже самое, что для нас «9 рота» и «Жара». Поэтому кино снимается, в большинстве своем, на экспорт. Однако, для большинства русских зрителей, настоящее серьезное азиатское кино – это темный лес, в котором можно голову сломать. Наверное, за это его и любят.
«Сочувствие госпоже Месть» - чудный изящный фильм, снятый в легкой и захватывающей манере. Череда картинок, ярких и интересных по содержанию. Однако, я бы не стала утверждать, что это исключительно развлекательное кино. Заявленная тема более чем серьезная. Тут все дело в способности Чхан Ук Пака превращать трагедию в фарс. Подобный трюк также был воплощен Паком в фильме «Я киборг, но это нормально». Как так получается? Сложно сказать. Быть может, все дело старой как мир схеме: покажи человеку страшную картинку – и он испугается, а покажи гипертрофированную страшную картинку – и он рассмеется. Почему мы во время просмотра новостей спокойно пьем чай и жуем пирог, в то время, как на экране лежит гора трупов? Потому что мы уверены, что эта гора бутафорская. Так спокойнее. Это всего-навсего защитная реакция организма на агрессивную информацию из окружающей среды. И Чхан Ук Пак на этой реакции играет, как на нежном струнном инструменте – там затронет, тут защемит. И мы ему верим.
Немного о сюжете. Ли Гэн Чжа выходит на свободу после 13-летнего тюремного заключения. Когда ей было девятнадцать лет, она созналась в убийстве маленького мальчика, чтобы защитить свою новорожденную дочь. Милосердная госпожа Гэн Чжа – так называли её соседки по тюремной жизни. В глазах общественности она должна была стать монстром, но обернулась ангелом, благодаря своей удивительной красоте (по корейским меркам, конечно же) и кроткому нраву. Все её добрые дела не перечесть – например, отдала почку сокамернице и накормила заключенную-тиранку отбеливателем. На свободе её ждут два незавершенных дела – её дочь и настоящий убийца. Когда Гэн Чжа осудили, эти дела слились в одно – психопат держал её новорожденную дочь на руках. Это было последнее, что она видела перед тем, как отправится в тюрьму. И что было дальше, она не знала тринадцать лет. Может быть, девочка уже мертва или он регулярно её насилует?.. К счастью, девочку удочерила пара из Австралии. А убийца жил обычной непримечательной жизнью – ел, пил, учил детей в младшей школе, скучал, убивал для разнообразия… Ничего особенного.
Все мои впечатления от этого фильма сводятся к одному – потрясающее кино! Оно совсем не грустное и даже не грузное. Скорее, ироничное. В нем достаточно своеобразного юмора, чтобы отбить желание философствовать на тему вседозволенности убийцы или мстительности героини. Вроде бы смотришь эпизод, и он тяжелый по содержанию, а через несколько минут кто-нибудь говорит что-нибудь совершенно неподходящее к трагизму момента, и сам стереотип драмы успешно рушится. Конечно, как и у любого вдумчивого фильма, у «Сочувствия» есть двойное дно, коробка с сюрпризом. Если абстрагироваться от красивой сюрреалистичной картинки и посмотреть глубже – лента дает много ответов, но еще больше задает вопросов. Вопросов грамотных и полезных, как в пословице: «Хороший вопрос – это уже половина ответа». Появится ли в обозримом будущем вторая половина – целиком и полностью на совести зрителя.
Хочется отметить музыку – нестареющая классика прекрасно вписалась в этот не самый простой фильм. Казалось бы, к такой картинке нужно что-то более замысловатое, ан нет, знакомая многим мелодия подошла идеально. Когда погружаешься в ленту, музыка как бы перестает быть отдельным организмом, а сливается с действием, становится чем-то целостным. Это ли не высшая похвала?..
И сама картинка очень хороша. На мой взгляд, нет ни одного неудачного кадра, нет каких-то лишних сцен, все смотрится на одном дыхании. А через некоторое время возникает желание пересмотреть и, возможно, не один раз. Тут и потрясающие декорации, и костюмы, и цвета, и мелочи, которые гармонично вписываются в интерьер сюжета. Немного сюрреализма – куда же без него в корейском-то кино? – и много лиризма.
А вот к актерской игре у меня сложилось двоякое отношение. С одной стороны, все вроде бы прекрасно. Но с другой, лично мне все кажется чуток надуманным, искусственным. Но это уже совсем субъективно.
Нужно ли погружаться в эту сочувственную и мстительную нирвану? Определенно, да.