Удивительный фильм, сочетающий в себе сложную и непростую судьбу одного человека в декорациях зимнего Петербурга середины девяностых и скупость современной притчи. Многие говорили что к нулевым Балабанов скатился, но снимать он не разучился. Может последние его фильмы были не самыми народными, как та же дилогия «Брат», но эта история тоже заслуживает внимания. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий. Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой - майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости... Кочегар Ганджий здесь нечто вроде Харона, проводил в мир иной плохих людей. Его знакомый авторитет присылает своего человека с трупами ушлых бизнесменов или же подрядчиков, не заносивших лавэ в общак. А он радушно предоставляет свою кочегарку и пишет рассказ, который однажды вычитал у одного из писателей. Люди существуют в абсолютно безжизненном городе, где у каждого…
Читать дальше
Удивительный фильм, сочетающий в себе сложную и непростую судьбу одного человека в декорациях зимнего Петербурга середины девяностых и скупость современной притчи. Многие говорили что к нулевым Балабанов скатился, но снимать он не разучился. Может последние его фильмы были не самыми народными, как та же дилогия «Брат», но эта история тоже заслуживает внимания. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий. Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой - майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости... Кочегар Ганджий здесь нечто вроде Харона, проводил в мир иной плохих людей. Его знакомый авторитет присылает своего человека с трупами ушлых бизнесменов или же подрядчиков, не заносивших лавэ в общак. А он радушно предоставляет свою кочегарку и пишет рассказ, который однажды вычитал у одного из писателей. Люди существуют в абсолютно безжизненном городе, где у каждого человека есть своя собственная траектория и ты всю жизнь курсируешь по ней, существуя, но не живя. Да даже если абстрагироваться от пущего экзистенциализма истории, то получается простая и понятная история о возмездии. Сам фильм больше про эпоху и про отдельного человека, чем про взаимосвязанный сюжет. Он есть, просто может показаться мельче, чем о нем говорят.
Визуально-техническое оснащение фильма на приятно высоком уровне. В кадре много снега и хороших ракурсов, где главный герой идёт по улице, а город получается на заднем плане, прогулки по городу смотрибельны, картинка с точки зрения глаз хороша, также кадры со сжиганием тел и непотребствами показаны в подробностях.
Отдельных восхищений заслуживает саундтрек. Тема, которую написал основной автор музыки к фильму белорусский гитарист Валерий Дидюля, кажется элегантной метафорой той музыкальной жвачки, которая незаметно, но тотально окружает и пронизывает нашу жизнь, начиная от самых публичных моментов и заканчивая интимными: именно такой вот простоватый полупоп, полулаунж, под который и подрыгаться можно, и погрустить, как правило, играет в произвольно взятой маршрутке или коммерческом ларьке. Удивительно, однако, другое: как именно эта тема звучит в картине. А звучит она практически непрерывно: сладковатый гитарный перебор в сопровождении «прямой бочки» лупит по ушам во время и немых сцен, и проездов, и диалогов — так, что начинаешь замечать не те моменты, когда музыка заиграла, а те (всякий раз выверенные режиссером с фантастической точностью), когда она вдруг прекратилась. Практически весь фильм состоит из звуков музыки, перекрывающих даже речь. В другом фильме меня бы это покоробило, но здесь такой ход оказывается рабочим и создаёт нужную атмосферу. Вещь удивительная, но имеющая место быть.
Актёрская игра. Запомнился Михаил Скрябин в роли майора. Без надрывности, без излишней экспрессии, разговаривая почти шёпотом, актёр поймал особенность своего персонажа, поймал нужную волну. Кочегар был не от мира сего, но когда обстоятельства складываются неожиданным для него образом он поступает так как должен. Аида Тумутова в роли Саши, дочери Кочегара пыталась создать необходимый уровень драматичности. Со своей ролью справилась. В эпизоде засветился известный в узких кругах актёр дубляжа Петр Семак, он звучал за Антонио Бандераса во втором фильме про Отчаянного у Родригеса. Каста немного, но он хороший.
Вердиктируя. Как ни странно, мне фильм понравился. Хотя бы тем, что он не похож на большинство российских фильмов, выходивших в 2010-м. Так уже давно никто не снимает. Фильм не для всех, он тяжеловат для восприятия, излишне подробен в натурализме для кинотеатрального проката. Но это, как минимум, смело. Высокий бал только из-за нетривиальной работы над звуком и потому что ожидал меньшего. Всем здоровья, добра и хорошего кино!