…натуралистично-кровавая иронично-ярмарочная нетленная классика…
…пересказывать, хоть даже и в общих чертах, сюжет хрестоматийной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» из «миргородского» цикла — это, на самом-то, уже совсем «не это». Другое дело — художественный фильм, экранизирующий рекомую литературную повествовательность в редакции 1842-ого, отснятый режиссёром Владимиром Бортко в 2008-ом. И выпущенный аккурат на следующий день после двухсотлетнего юбилея классика русско-украинской литературы. То бишь —числа второго, апреля месяца, а года такого же, как и ранее сказано, только с девяткой на правом краю…
…сюжетно последнее на момент написания этих строк киновоплощение «Тараса Бульбы» находится в рамках настолько незначительных отличий от оригинала, что просто невозможно самим этим фактом не восхититься. И в случае дожития, в чисто предположительной плоскости условных допущений, естественно же, писателем до появления данной картины в районных кинотеатрах близ какой-нибудь Диканьки, Гоголю творение Бортко сотоварищи могло бы, наверное, и понравиться. Поскольку парадоксальность и гротескность ленты 2009-ого всецело соотносится с противоречивым и антиномическим чувством юмора именитого литератора-демиурга…
…Николая Васильевича здесь зачитывают с экрана не просто уже предложениями или там абзацами, а цельными двухстраничными разворотами. Но, несмотря на щедрый избыток программных монологов персонажей, атмосфера которых ощутимо порой отдаёт митингами, если не партсобраниями, когда очередной вольный запорожец вскарабкивается на импровизированный постамент и толкает чувственно-патриотические речи, не меньше экранного времени занимают удивительной гармонии и красоты батальные увертюры. Что правда, даже погибая в ратном и неравном как правило бою, любой из основных героев декламирует, как правило, патетичную и сосредоточенно-наставленческую прощальную речь. Данный эффект безмерного, но положительного и даже умиротворяющего пафоса суммируется и подкрепляется закадровым гласом Сергея Безрукова, каковой время от времени вступает на правах солиста в общий хор и декламирует особенной важности цитаты из оригинала…
…однако в осовремененном «Тарасе Бульбе» нашлось место и разнообразным сценарным вольностям. Например — клубничные, голливудской стилистики и костюмной эротики сценки с польской панночкой Магдаленой Мельцаж. С зеркалами, открытыми окнами, выпученными от возбуждения глазами полковничьего сына Андрия, на простынях и при свечах. Или, допустим, карикатурно-показательная, предельно-тщательная экранизация картины великого и тоже русско-украинского живописца Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В которой визуальная составляющая иллюстрируется весьма фривольными казацкими речёвками из реального исторического документа той эпохи…
…тем не менее, творение Бортко выполняет ещё одну, очень, думается, важную задачу. Его «Тарас Бульба» реабилитирует Гоголя равно в глазах как молодого, нынешнего поколения зрителей, так и всех тех, нещадно прогуливаших в советское время уроки литературы, из ипостаси скучноватого автора бесконечных и пространных жизнеописаний степной украинской флоры и сечевой казацкой фауны, возвращая Николая Васильевича на одну ступень с модными нынче баталистами Генриком Сенкевичем и Морисом Дрюоном. Ведь внутри подпространства ленты 2009-ого кроме двух с лишком часов великолепной историко-костюмированной трагической драмы и драматической трагикомедии нашлось с избытком места и для штурма крепостей, отрубленных голов и прочих конечностей, озёр крови, нескончаемых пыток, истязаний и членовредительства. И даже для Михаила «Д’Артаньяна» Боярского. Без шляпы и вообще до пояса практически раздетого, зато с рельефной мускулатурой, шашкой наголо, занятого тут в незабываемой роли бесшабашного казака по кличке «Шило»…
…к счастью, Гоголь у Владимира Бортко вышел крепкий, степенный и подавляющей частью неразбавленный. Как всегда великолепен Богдан Ступка в роли старого уманского казачьего полковника Тараса Бульбы. Сотворённый им ослепительный образ матёрого казачищи теперь, по всей видимости, вполне способен без посторонней поддержки сделаться взаправдашним эталоном в кинематографе. Небезосновательно и приятно удивляет и Владимир Вдовиченков, со своим персонажем — старшим сыном Бульбы Остапом. Казнь его экранного воплощения шокирующа и драматична настолько, что прекрасных представительниц зрительской ложи в этот момент хронометража лучше всего отвернуть взором от показанных Бортко палаческих членовредительств…
…по итогу разбора можно удовлетворённо констатировать — гоголевский литертурно-мифологический, фольклорный в значительной мере микрокосм с бумаги перенесён на экраны за малым только что не идеально. Действо происходящее и сказочно, и нереально, и смешно, и поэтично. Ну, и снабжено изрядно переборами пафосной патриотики, хотя куда нынче без этого. И всё же — мир тут по-настоящему гоголевский, с золочёной луной, сияющей над посеребрёнными просторами украинских степей. И за это можно простить авторам едва ли не все явные и скрытые крайности…