Португало-американский фильм «Явление» (другое его название «Фатима») 2020 года, режиссер Марко Понтекорво. Как, в общем-то, видно уже из названия, фильм посвящен знаменитому явлению Богоматери в городе Фатиме в 1917 году. Дева Мария явилась троим детям - десятилетней Лусии душ Сантуш и её двоюродным брату и сестре — Франсиско и Хасинте Марто. Она открыла им три тайны, касающиеся судеб мира и, прежде всего, России. Позже Католическая Церковь признала эти явления подлинным чудом, а двое детей - Франсиско и Хасинта были причислены к лику святых. Старшая, Лусия, стала монахиней и скончалась в 2005 году. Впрочем, все подробности можно преспокойно узнать в Сети, фильм касается их лишь слегка, не задерживаясь на нюансах. Суть в другом. Понтекорво снял красивый, медленный, медитативный фильм о природе духовидения, нормальной мистики и силе подлинной веры.
Для тех, кто хочет понять, как работает умение видеть – то самое, которое было присуще некоторым святым и пророкам, режиссер и оператор выстраивают кадр с видениями Лусии, вращающимся небом и ветром в…
Читать дальше
Португало-американский фильм «Явление» (другое его название «Фатима») 2020 года, режиссер Марко Понтекорво. Как, в общем-то, видно уже из названия, фильм посвящен знаменитому явлению Богоматери в городе Фатиме в 1917 году. Дева Мария явилась троим детям - десятилетней Лусии душ Сантуш и её двоюродным брату и сестре — Франсиско и Хасинте Марто. Она открыла им три тайны, касающиеся судеб мира и, прежде всего, России. Позже Католическая Церковь признала эти явления подлинным чудом, а двое детей - Франсиско и Хасинта были причислены к лику святых. Старшая, Лусия, стала монахиней и скончалась в 2005 году. Впрочем, все подробности можно преспокойно узнать в Сети, фильм касается их лишь слегка, не задерживаясь на нюансах. Суть в другом. Понтекорво снял красивый, медленный, медитативный фильм о природе духовидения, нормальной мистики и силе подлинной веры.
Для тех, кто хочет понять, как работает умение видеть – то самое, которое было присуще некоторым святым и пророкам, режиссер и оператор выстраивают кадр с видениями Лусии, вращающимся небом и ветром в кронах деревьев. Когда явное и неявное переплетаются так, что между ними уже нет границы, и в наслоении образов вдруг проступает подлинное лицо Бога – на мгновение. Оно невыносимо ярко, как солнце, что вдруг срывается со своего привычного места на небе и устремляется к земле, и в его безжалостном свете вдруг все становится до последнего атома и до самого дна души ясно. И нет никакой возможности соврать или отвернуться.
Но самое главное в «Явлении» даже не сверхъестественное само по себе. На протяжении всего фильма взрослые – от родителей до представителей Церкви - проходят тот же путь, что когда-то проделали современники Христа – от изумления до отрицания, а потом – массового паломничества. А против них трое маленьких, голодных, оборванных, хрупких детей с несгибаемым чувством правды и веры. Тут важно понимать: дело происходит в Первую мировую войну. Португалия разорена, в стране нищета, голод, и каждую неделю объявляют имена погибших солдат – чьих-то сыновей и братьев. И людям совсем не до чудес. Великий человеческий парадокс – именно тогда, когда о них просят больше всего, и они происходят – их начинают яростно отрицать. История повторяется. Точно так же реагировали и на чудеса Христа. Люди не меняются, все это уже было, разве что тогда Бог ходил среди людей. Но это тоже помогло слабо. И нужно очень много мужества, чтобы противостоять им, если ты веришь в чудо. Если ты вообще веришь.
О том, что такое вера и когда из живой она становится лишь привычным набором слов и действий, режиссер тоже не спрашивает впрямую. В фильме вообще нет морализаторства, есть только вопросы к зрителю, который должен сам проделать внутри себя определенную работу. Неслучайно фильм сделан как воспоминания сестры Лусии, той самой маленькой девочки, удостоившейся видения чуда. По прошествии многих лет, она рассказывает свою историю скептически настроенному ироничному профессору-атеисту Николсу. Два человека – два мира сходятся, нет, не в споре, а в диалоге – одном из немногих настоящих способов познать истину:
- Вера начинается, когда заканчивается разумение...
- Нет, в этот момент должен начаться научный поиск истины.
- Но тогда, что есть вера, если не путь познания истины?
И снова режиссер прибегает к параллельной рифме. В конце фильма звучит знаменитая фраза великого физика Альберта Эйнштейна: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». Каждый волен выбирать сам, но, быть может, вера и чудеса преображают мир чаще, чем мы привыкли думать. И очень важно оставлять в жизни место необъяснимому, непривычному, странному явлению, что неотвратимо призывает тебя изменить всю твою жизнь.