…сказочная история любви для тех, кто не верит в любовь и сказки…
…незатейливое, выдернутое откуда-то из середины предельно золотого нарративного сечения полукомедийное, полусатирическое и в достаточной мере фантасмагоричное и чрезмерно, осязаемо реальное первоначало приятно обескураживает. Судите сами, в эпицентре повествования единолично пребывает некая Галина Аркадьевна (…Галина Польских…), начальница некоей общественно полезной и социалистически необходимой советской производственной мануфактуры, слегка легкомысленная дочка (…Марина Дюжева…) которой к моменту начала данной истории состоит в браке с её, не поверите, зятем (…Евгений Стеблов…). С которого, в принципе, окромя нательного белья и дурашливых выходок вообще нечего, как говорится, и взять. Совместное проживание на одной жилплощади означенной троицы осложняется скоропостижным рождением внучки. А через некоторое время на первый взгляд облегчается переселением самой Галины Аркадьевны к новому возлюбленному — художнику Николаю Павловичу (…Евгений Евстигнеев…), каковой также проживает совместно со своей матерью (…Евгения Ханаева…) и по совместительству — новоявленной свекровью героини Польских. Третирование нежданно обретённой невестки, ради которой персонаж Евстигнеева бросает коммерческую пейзажно-урабинистическую живопись в угоду влюблённых портретов обретённой любви в лице Галины Аркадьевны, благополучно разрешается, когда престарелую маман увозит на Кавказ давний и непоколебимый грузинский воздыхатель. У которого в родном кишлаке пребывает очень косвенно терпимая к новоявленной великовозрастной невесте по восточному долгоживущая родительница…
…режиссёр-комедиограф Алексей Коренев создал в далёком 1977-ом свою ленту «По семейным обстоятельствам» на очень тонкой, изящной грани. Бескомпромиссно соблюдая весь немалый ста сорока минутный хронометраж идеально выверенный и мастерски рассчитанный равновесный баланс между ненавязчивым морализаторством, лирической мелодрамой и поэтично-афористической комедией. Да, поджанры порой здесь перехлёстываются, взаимно проникая в сущности друг друга. Но такие моменты сосуществования нисколько не портят восприятие ленты, а даже и наоборот — привносят элемент здорового жизненного настроения и необходимого сумасбродства. Превращая заведомую кинотеатральную постановку в чуть ли не аккуратно и бережно извлечённый жизненный микрокосм, выгравированный до бесподобности ярко и безмерно талантливо на блестящем глянце экранной плёнки словно бы вообще без участия режиссёрско-сценарных вспомогательных инструментариев…
…но кроме основных, заглавных достоинств, «По семейным обстоятельствам» это феерическая, выдающаяся, феноменальная лента вспомогательных вторых ролей. Непревзойдённый, импозантный и джентльменски лоснящийся нелегальный агент по недвижимости Эдуард Бубукин в исполнении великого Владимира Басова. Колоритнейший «нянь», высокохудожественный «свистун» и обладатель всех известных современной медицинской науке фобий, блестяще сыгранный великолепным Анатолием Папановым. Не выговаривающий без малого половину кириллического алфавита врач-логопед, обладающий к тому же сложнейшей детской психологической травмой в виде авантажного Ролана Быкова. И, конечно же, конформистский, рабочий заместитель героини Польских по фамилии Трошкин, сыгранный одновременно незаметным и очень красноречивым актёрским типажом Николая Парфёнова, с лучшим, наверное, шутейно-пикировочным и очень глубокомысленным диалогом картины о том, что: «— Вы так думаете? — Я так думаю. — Вы так думаете недавно. И долго не будете так думать, это я вам обещаю»…
…сознательно стараясь запутать и по-доброму обвести вокруг пальца своего зрителя, режиссёр, вводя последовательно вложенное многократное проскальзывание персонажей сквозь напряжённо-бытовую, конфликтную, безо всякого ёрничества и скидок на иронию, ситуацию стеснённости совсем даже не в пространстве общей жилплощади уровня «четвером в одной рукавичке тесновато, как ни крути», но изматывающего несовпадения интересов, характеров и социально-поведенческих ролей, принудительной доминантности и инертного соглашательства, изобрёл решительно уникальную и очень узнаваемую историю настоящей любви…
…того настоящего чувства, которое всегда приходит не ко времени и возникает в обход всех планов. Той искренней взаимности, способной изменять, преображать и открывать доселе невиданные и немыслимые, самоотверженные и прекрасные достоинства в обычных до тех пор влюблённых. Того восхитительного любовного волшебства, ухитряющегося незаметно превращать серую и привычную действительность в чистейшую сказку с настоящими подвигами и пышными празднествами наяву. Когда влюблённый рыцарь без устали становится способен все ночи к ряду сочинять романтические, восхваляющие поэмы, а наутро, презирая нормы морали и безопасности, взбираться к своей любимой в открытое высокоэтажное окно. А восхищённая его дама сердца при этом, беззлобно и любовно поддразнивая, с замиранием души и неподдельной заворожённостью взирает на сотворяемые ради неё свершения сквозь золотистые локоны сияющими от чувств прекрасными и бездонными глазами. И им обоим при каждой следующей встрече всё сильнее возвращается понимание — именно ради этих обстоятельств, ради этих чувств и было оно, то самое всё, и есть оно и пребудет впредь. Потому как настоящей взаимности неведомы запреты, ограничения, протесты или корыстные зависти. Истинная любовь во всё это просто не верит…