Сценарий фильма "Афера под прикрытием" основан на реальной истории специального агента ФБР Роберта Мазура, изложенной им самим в автобиографической книге о его внедрении и тайной жизни в мире коррумпированных банков, поддерживающих гигантский кокаиновый картель Пабло Эскобара. Режиссер фильма, Брэд Фурман, ранее (в 2013 году, во время съемок своего предыдущего фильма "Ва-Банк") уже получал консультации Мазура относительно финансовых афер и махинаций в сфере игорного бизнеса.
Дальше...
Роберт Мазура, работавший также под именем Роберта "Боба" Музеллы, в восьмидесятых годах отслеживал огромнейшие суммы (прибыль от наркоторговли), нуждавшиеся в серьезной отмывке. Процесс отмывания грязных денег был непростым, но приносил такие фантастические прибыли, что немалое число самых высокопоставленных американских банкиров оказались вовлеченными в эту подпольную схему. Итогом сложного и опасного пятилетнего расследования Роберта Мазура стало полное распутывание всей цепочки по отмыванию денег наркокартелей, и арест более сорока высокопоставленных чиновников и банкиров.
В…
Читать дальше
Сценарий фильма "Афера под прикрытием" основан на реальной истории специального агента ФБР Роберта Мазура, изложенной им самим в автобиографической книге о его внедрении и тайной жизни в мире коррумпированных банков, поддерживающих гигантский кокаиновый картель Пабло Эскобара. Режиссер фильма, Брэд Фурман, ранее (в 2013 году, во время съемок своего предыдущего фильма "Ва-Банк") уже получал консультации Мазура относительно финансовых афер и махинаций в сфере игорного бизнеса.
Роберт Мазура, работавший также под именем Роберта "Боба" Музеллы, в восьмидесятых годах отслеживал огромнейшие суммы (прибыль от наркоторговли), нуждавшиеся в серьезной отмывке. Процесс отмывания грязных денег был непростым, но приносил такие фантастические прибыли, что немалое число самых высокопоставленных американских банкиров оказались вовлеченными в эту подпольную схему. Итогом сложного и опасного пятилетнего расследования Роберта Мазура стало полное распутывание всей цепочки по отмыванию денег наркокартелей, и арест более сорока высокопоставленных чиновников и банкиров.
В каком-то смысле Роберт Мазура (в исполнении Брайана Крэнстона) - альтернативная версия Уолтера Уайта. Уолтер Уайт поддается искушению, а Роберт Мазура, несмотря на все многочисленные возможности, всегда помнит, кто он и для чего работает. Мазура / Боб Музелла оказывается во Флориде восьмидесятых - штат завален белым порошком и грязными деньгами. В фильме есть отдельные эпические моменты в стиле "Крестного отца", и хотя Роберт - не трагический герой/злодей шекспировского уровня, как Уолтер Уайт, сценарий по крайней мере отдает ему должное, как морально безупречному агенту, выполняющему свою нелегкую работу с огромным риском для жизни. Местами сюжет даже позволяет Брайану Крэнстону развернуться и продемонстрировать находчивость и двусмысленность вполне в духе его знаменитых персонажей из сериала "Во все тяжкие" и фильма НВО "До самого конца", адаптации бродвейской пьесы о президенте Линдоне Бэйнсе Джонсоне, которая принесла Брайану Крэнстону награду "Тони" (театральный аналог Оскара). Даже когда Крэнстон играет положительного во всех смыслах героя, он умеет заронить в зрителе сомнения в намерениях и мотивах своего персонажа.
Немногие актеры превосходят Брайана Крэнстона в умении сыграть по-настоящему проницательного интеллектуала с аналитическим складом ума. С дьявольской профессиональной изворотливостью, мозг Роберта непрестанно работает под прикрытием обычной для него гримасы: суженные глаза, сжатые челюсти, рот-щель на закаленном опытом и возрастом лице. С самого начала он понимает, что вместо перехвата кокаиновых грузов, гораздо эффективнее было бы проследить всю цепь по отмывке денег, что прикончило бы картельных боссов на корню. Ведь кокаин производился в космических масштабах, сколько грузов ни перехватывали бы агенты, производителям почти ничего не стоило сделать аналогичную поставку буквально в течение нескольких дней.
Работая под прикрытием, Роберт Мазура ведет двойную жизнь. В одной он скромно живет со своей настоящей женой Эвелин (в исполнении Джульет Обри), в другой он - Боб Музелла, шикарный, модный крендель с впечатляющей подругой Кэти (ее играет Диана Крюгер) и со связями в самых разнообразных и полезных инстанциях. Интеллект и связи помогут ему постепенно взобраться на самую вершину, где банковские деятели с международным влиянием и под покровительством нескольких правительств всегда рады оказать услуги хозяевам наркокартелей - за соответствующее вознаграждение.
Нетрудно заметить, что двойная жизнь Роберта явно перекликается с его ролью в сериале "Во все тяжкие", и сюжет неоднократно подходит к решающему моменту - перейдет ли Роберт на темную сторону? Роберт и Кэти так убедительно изображают влюбленную счастливую парочку, готовую пожениться в любой момент, что зритель не раз и не два подумает, а не задумал ли Роберт, в довершение ко всему, еще и поменять жену на молодую красотку? Ведь все к его услугам - убедительное прикрытие в виде инвестиционной компании, связи с влиятельнейшими людьми. Может, ну его, этот закон и порядок?
В фильме есть меланхоличные моменты, в особенности когда Роберт и его напарница становятся близкими друзьями Роберто Алкаино (его играет Бенджамин Брэтт) и его жены. Казалось бы, такая милая дружба, но это все вынужденные ложь и притворство. Ситуация к тому же осложняется тем, что в такой маленькой и тесной компании очень легко заподозрить что-то неладное между Бобом и его невестой Кэти, а значит, агентам нужно как-то изобразить близость, которая существует только между живущими (в полном смысле этого слова) вместе людьми. Есть и чернокомедийные фрагменты, особенно курьезны сексуальные знаки внимания со стороны "кассира" Эскобара, шизанутого Хавьера Оспина (Юл Васкез). А еще тут есть жадная, хвастливая тетушка Роберта. В жутковатых сценах Роберту придется выдержать кошмарный вудуистский ритуал, в другой раз - изобразить психопатический припадок ярости, рискуя напугать до смерти свою собственную жену.
Брайан Крэнстон, демонстрирует, пожалуй, самый впечатляющий случай агента, притворяющегося преступником, что не может не наводить на размышления о реальном прототипе его героя. В его игре ставкой был не Оскар, а сама жизнь. Впечатлять Роберту приходилось не жюри престижного кинофестиваля, а закаленных, безжалостных убийц, наделенных звериным чутьем на любой подвох.
Жаль, что негативным персонажам режиссер не уделил должного внимания. Участники картеля - все как на подбор грубые, неотесанные, уродливые социопаты. Денежки, аккуратно уложенные в чемоданы, в буквальном смысле выглядят грязными, а стриптизерши, развлекающие прислужников Эскобара, делают свою работу скучно, механически и не сексуально.
Зато в фильме, к счастью, нет обычного для триллеров этого жанра "воспевания" криминального "героизма" и прочей альфа-самцовости. Когда один из персонажей буднично описывает, как обычно у них принято пытать и убивать предателей, чтобы они промучились как можно дольше, его слов достаточно, чтобы вздрогнуть. Это зло в чистом виде.