Geller, D. Matt. Отзывы на фильмы

Geller, D. Matt
Карьера Продюсер
  • Помнить Отзыв о фильме «Помнить»

    Драма, Триллер (Канада, Германия, 2015)

    Старикам здесь место
    Оценка фильма 6 из 10
    Канадскому режиссеру Атому Эгояну удалось снять совершенно бескомпромиссный фильм. "Помнить" - это фильм с кулаками возмездия, задержавшегося на 70 лет. "Помнить" - это фильм о военных преступниках Второй мировой, о непотушенных печах Аушвица в душах и следах войны, разбросанных по всему земному шару. Сложно предположить, что двигало Эгояном как постоянным участником шорт-листа индикаторных Канн и Венеции: желание снять фильм по очень хорошему сценарию или гражданская позиция. Но в итоге зритель получил в "Помнить" крепкий стариковский триллер с соразмерным ритму жизни 80-90-летних течением сюжета.

    Сюжетная основа фильма - возмездие Макса Розенбаума (Мартин Ландау), которое должно настигнуть блокфюрера из Аушвица Руди Курландера, уничтожевшего всю семью Розенбаума. Справедливости ради следует сказать, что блокфюрер - это низовая офицерская должность в фашистских концлагерях, унтер-офицер, но именно блокфюрер принимал решение об уничтожении заключенных. Мелкая фашистская сошка. Для поисков Курландера и его устранения прикованный к коляске Розенбаум привлекает страдающего устойчивой деменцией Зева Гутмана (Кристофер Пламмер), тоже бывшего узника Аушвица. Один - стратег, другой - слезящиеся глаза и дрожащие руки операции. Герои "Помнить" стары, немощны, но отнюдь не слабоумны в достижении цели.

    Поэтому фашизм в "Помнить" показан не абстрактной тоталитарной черной-белой машиной хроники, фашизм - это персональная ответственность спустя годы. Благодаря мастерству сценарной работы Бенжамина Огуста в "Помнить" история о нескольких немощных стариках превращается в четко раскрываемый пазл о возмездии, кукловоде-колясочнике и маразматичном киллере. Эта история держит до самых титров. Ключом к истокам сюжета служит выбитый номер на руке каждого узника. Кому как не Розенбауму знать и понимать этот код? Случай противоборства в тройке Розенбаум-Курландер-Гутман - один на миллион, но именно на таких историях и держится кино. Как и идея "Помнить" - закрыть сразу двух пауков в одну банку. Поэтому при ближайшем рассмотрении можно указать Огусту на слишком кинематографично-постановочную историю.

    Не сомневаюсь, что для зрителя "Помнить" станет фильмом трех основных вопросов. Имеет ли зло срок давности? Месть или возмездие показаны в фильме? И этично ли вершить самосуд в цивилизованном обществе? К сожалению, Эгоян как режиссер не смог выразить авторскую позицию по этим вопросам, а всего лишь рассказал хорошо просчитанную до мельчайшей детали историю. Но "Помнить" останется фильмом о фатальном изощренном возмездии и плохо режиссируемой боли, пронесенной через годы.