Fujioka, Osamu. Отзывы на фильмы

Fujioka, Osamu
Карьера Продюсер
  • Девушки без имен Отзыв о фильме «Девушки без имен»

    Драма (Япония, 2010)

    Застенчивая офисная труженица двадцати двух лет от роду, выросшая под властным крылом собственной матери, толком не видевшая реальной жизни за зазеркальем родных пенат и родного офиса, волей привлекательного кастинг-директора, чуть смахивающего на Белого Кролика, попадает в волшебную Страну Порнографических Чудес, мгновенно согласившись на сьемки в новый порнофильм, перевоплотившись в нем в синеволосое аниме-отаку по имени Лулу. Довольно скоро Лулу знакомится с байкершей Аяно, которая становится ее покровителем не только во влажном мире порнографического кино, но и в жизни, пригласив в свою уютную, но брутальную постель. Родилась страстная связь между двумя девицами, но постепенно омут беспорядочных половых связей на камеру, омут жестокости и насилия затягивает Лулу, которая все больше перестает различать мир реальный и мир кино.

    За три года до того, как «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша стала штурмовать с огромным успехом разнообразные престижные фестивали и обычные экраны кинотеатров, в относительно недалеком уже 2010 году известный в узких кругах японский мастер эротических ужасов Хисаясу Сато, прогремевший в 1996 году на весь мир своей «Сплошной кровью», представил на суд публики и кинокритиков на ММКФ-2010 и канадском хоррор-фестивале Fantasia свою последнюю на данный момент времени режиссерскую работу — фильм «Девушки без имен», снятый в лучших традициях японского авторского кино и ставший экранизацией одноименного романа писательницы Азухико Накамуры. Данный фильм, жанр которого можно условно определить как порнографическая сюрреалистическая психодрама с элементами фильма ужасов, по некоторым своим параметрам сильно напоминает недавнюю «Жизнь Адель» Кешиша, рассказывая историю любовных страданий и контроверсий двух влюбленных девушек, цвет волос одной из которых хентайно прекрасен и отливает всеми пятьюдесятью оттенками голубого. Однако природа «Девушек без имен», которыми явно Кешиш вдохновлялся при создании своего эпохального фильма, намного темнее и жестче, чем мелодрама Кешиша, придерживающаяся строгих канонов художественного реализма и социальной драматургии, несмотря на комиксовость происхождения сюжета и основной фабулы. Главным фоном для разворачивающейся перед зрителями истории любви псевдоЛулу и Аяно является отвратный мир порноиндустрии, показанный в разрезе льюискэрроловской Страны Чудес, отчего контрастность и неконвенциональность происходящего еще больше усиливается и подчеркивается при любом удобном случае.

    Хисаясу Сато в этой картине даже предвосхищает вышедший годом позже триллер Сиона Соно «Виновный в романе», ставший заключительным аккордом «трилогии любви» Соно, однако там, где у Соно была беспощадная жесткость мрачного визуала, у Сато присутствует изысканный рисунок витиеватого символизма, а показанная в ядовитых кислотных тонах невыносимая жестокость бытия приобретает в рамках художественного восприятия фильма оттенок чарующей условности. И Кешиша, и вторящему ему Соно, и Нагису Осиму, и Хисаясу Сато в «Девушках без имен» интересует, пожалуй, единственный вопрос, который все еще задают мужчины: «Так что хочет женщина?» Сато отвечает так же, как и все остальные до него: любви. Однако женщина в лице Лулу зашла в своих потаенных и жестоких желаниях настоящей любви слишком далеко, утратив себя. Дуалистиность ее натуры, проистекающая из выбранной ей роли, постепенно уводит ее в бездну сумасшествия и деструкции и любовь, нежная и искренняя, оборачивается кровавым карнавалом Дьявола, симфонией боли на истерзанных нервах и телах; жестокая реальность бытия сменяется вымышленной сказкой из мира аниме, эскапизмом в никуда. Хисаясу Сато, прибегая к эксплицитной операторской выразительности Казухиро Сузуки, блестяще показывает сложность внутреннего мира Лулу, его раздвоенность и противоречивость, внутреннего мира, в котором сплетены воедино Свет и Тьма, Боль и Любовь, Секс и Насилие.

    Безусловно, при просмотре «Девушки без имен» рождают определенные параллели и с выдающимся «Черным лебедем» Даррена Аронофски, однако связь между этими фильмами, вышедшими практически в один и тот же год, минимальна. Хисаясу Сато как один из главных представителей и ныне здравствующего жанра pinku eiga ближе к финалу подталкивает фильм на грань изобретательного с точки зрения визуала и структуры шокера, не столько разрушая мосты символизма, любовно сооруженные ним до этого, сколь удачно их закрепляя в классическом японском духе.

    Динамичное, эротизированное и напряженное действие к моменту своей шокирующей экстраординарной кульминации становится не более чем отражением фантомной реальности, герои живут в собственном мире, сотканном из паутины условностей, а девушки без имен остаются таковыми, ведь все события в фильме не более чем аллегория и фантазия на тему порнографии, ибо жизнь современного человека едва ли отдаленно похожа на хардкорный порнофильм(хоть жизни маргиналов на нее явно схожи, однако герои фильма Хисаясу Сато отчетливых черт явной маргинальности не имеют, хоть и глубоко внутренне порочны). Девушки без имен — это мы с вами, застрявшие в мире виртуальной реальности и живущие там более насыщенно, чем в реальном мире. Чтобы нас освободить оттуда, нужен Sturm Und Drang, шок и трепет и фильму Хисаясу Сато, провокационному по содержанию и тематике, это удается сделать блестяще, впечатляя своим сочным ирреальным визуалом, мрачным и мелодичным саундтреком от Джан Кавабаты и удивительными актерскими перфомансами Томори Абе и Аи Кигучи. К просмотру всем ценителям авторского японского в частности и азиатского кино в целом фильм «Девушки без имен» рекомендуется обязательно и, возможно, не один раз.