Goodness is only some kind of reflection upon evil
Анджей Жулавски предложил Изабель Аджани двойную роль в 1978 году, но тогда у нее не хватило духу согласиться. Только через два года, после рождения первого сына, у нее хватило духу согласиться сняться в этом, мягко говоря, необычном фильме…
Love isn`t something you can just switch from channel to channel
Марк возвращается из длительной командировки в Западный Берлин, но с первых минут становится ясно, что его брак с Анной трещит по швам. Анна отрицает наличие любовников, но Марк узнает о ее лжи и, закатив скандал в кафе, уходит из семьи. Не выдержав трехнедельной разлуки с женой, Марк возвращается домой, обнаружив фактически брошенного сына Боба и у него с Анной происходит потасовка с рукоприкладством. Сходя с ума от ревности и любви к Анне, Марк нанимает частного детектива для шпионажа за женой…
«Одержимая» начинается как очень экспрессивная семейная драма со всеми стандартными элементами. Муж, редко бывающий дома, сексуально неудовлетворенная жена, любовный треугольник, находящийся посередине семейной…
Читать дальше
Goodness is only some kind of reflection upon evil
Анджей Жулавски предложил Изабель Аджани двойную роль в 1978 году, но тогда у нее не хватило духу согласиться. Только через два года, после рождения первого сына, у нее хватило духу согласиться сняться в этом, мягко говоря, необычном фильме…
Love isn`t something you can just switch from channel to channel
Марк возвращается из длительной командировки в Западный Берлин, но с первых минут становится ясно, что его брак с Анной трещит по швам. Анна отрицает наличие любовников, но Марк узнает о ее лжи и, закатив скандал в кафе, уходит из семьи. Не выдержав трехнедельной разлуки с женой, Марк возвращается домой, обнаружив фактически брошенного сына Боба и у него с Анной происходит потасовка с рукоприкладством. Сходя с ума от ревности и любви к Анне, Марк нанимает частного детектива для шпионажа за женой…
«Одержимая» начинается как очень экспрессивная семейная драма со всеми стандартными элементами. Муж, редко бывающий дома, сексуально неудовлетворенная жена, любовный треугольник, находящийся посередине семейной свары сын, переживающий все это глубоко в себе. Однако, после первых восьми минут картины, автор начинает постоянно нагнетать напряжение и усугублять атмосферу безумия. Главные герои начинают избивать друг друга, заниматься самоистязанием, но Марк отчаянно цепляется за остатки брака и готов пойти на что угодно, чтобы вернуть любовь жены. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что Марку и Анне необходимо разойтись, но с каждой минутой фильм затягивает все больше и больше. Через некоторое время, режиссер делает жанровый разворот на 360 градусов.
What I miscarried there was sister Faith, and what was left is sister Chance. So I had to take care of my faith to protect it
Примерно с середины фильма экспрессивная семейная драма заканчивается и начинается то, что трудно вложить в рамки определенного жанра, условно можно назвать это философски-психологическим фильм ужасов и притчей.
Частный детектив, а позже и Марк, узнает, что в предполагаемом «любовном гнездышке» Анны на самом деле находится неведомое существо, которое питается трупами и с каждым днем все больше и больше приобретающее человеческие черты. Анна рассказывает Марку безумную историю его «родов»…
Во второй половине фильма Анджей Жулавски вводит в картину лейтмотив отсутствия веры и замены ее суррогатом, столь известную русскому зрителю по романам Достоевского. Все члены любовного треугольника по-своему пытаются заменить Бога: Марк безумной любовью к Анне, Хайнрих дзен-буддизмом и наркотиками, а Анна идет дальше всех и создает себе своего собственного Бога. Действия Анны можно охарактеризовать следующей цитатой из «Бесов» Достоевского: «Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое…»
Важную роль в фильме играет мотив двойничества, начиная с выбора места действия в Западном Берлине и частым мельканием в кадре Берлинской стены, за которой расположился город-двойник Восточный Берлин. Также еще в первой половине фильма Марк встречает школьную учительницу Боба Хелен — копию Анны, но полный антипод во всем остальном, — добрую, заботливую и испытывающую искренние материнские чувства к ребенку. Мотив двойничества используется в фильме в соответствии с классическими литературными канонами — теза и антитеза, светлая и темная сторона.
The further you get away from yourself, the more challenging it is. Not to be in your comfort zone is great fun
Данный фильм не получился бы без потрясающей игры актеров и первоначально придется написать, уже четвертый по счету, панегирик Изабель Аджани.
В данном фильме Изабель Аджани выдала потрясающую актерскую игру, намного превосходящую ее предыдущий «пик» в «Истории Адели Г.». Ее истерики, сопровождаемые безумной улыбкой, бешеные глаза, крики, и нигде нельзя заметить ни грамма фальши. В «Одержимой» Аджани раздвинула границы человеческой возможности в актерской игре и ее язык телодвижений и мимика передают все нюансы психического состояния героини. А сцена в подземном переходе находится за гранью всех понятий и методик актерской игры, ее смотришь со смесью восхищения и отвращения. Смотря этот фильм, не верится, что Изабель Аджани никогда не изучала актерского мастерства, а постигала его буквально «на ходу», но после этого начинаешь еще более восхищаться ее актерским гением.
До этого фильма, я воспринимал Сэма Нила, как неплохого, но ничем не выдающегося актера. Однако, в этом фильме он также показал потрясающую актерскую игру и был достойным партнером Изабель Аджани. Он наполнил даже самые простые сцены, вроде качания в кресле-качалке, жутким налетом безумия. «Актерским Рубиконом» для Сэма Нила стала сцена, еще в начале фильма, когда он три недели прожил в отеле, теряя голову от разлуки с домом. Хайнц Беннент также отлично сыграл, но его роль второстепенная.
Созданию безумной атмосферы также поспособствовала операторская работа Брюно Нюйтенна. Его камера, постоянно следующая за героями и разворачивающаяся на 180 градусов, или даже на 360 градусов, прекрасно отражает внутреннее состояние героев. Рваный монтаж, еще не вошедший тогда в моду и, соответственно, не используемый где попало, также вносит свой вклад в создание напряжения.
Подводя итог, хочется сказать, что Анджей Жулавски создал фильм, который одновременно завораживает и вызывает отвращение. «Одержимую» очень трудно смотреть, но если вы выдержите до конца, то этот фильм никогда не сотрется из вашей памяти.