Given, Andy. Отзывы на фильмы

Given, Andy
Карьера Продюсер
  • Дом 1000 трупов Отзыв о фильме «Дом 1000 трупов»

    Ужасы (США, 2003)

    Что получится, если смешать матерого Роба Зомби, брутального Билла Моусли и хорохористого Сида Хэйга, а потом приправить получившуюся смесь «перчинкой» Шери Мун Зомби? Получится самый настоящий мексиканский бурито из придорожной забегаловки – вкусно, сочно, смачно, но большинство посетителей воротят нос.

    Вокруг фильма «Дом 1000 трупов» сложился некий шлейф из слухов и досужих сплетней – мол, извращенство все это, и чернуха. На самом деле, «Дом» - это шедевр кинематографического шлака, стеба и угара. Воспринимать фильм серьезно категорически запрещается! Бесполезно искать логику в этом культовом грайндхаусе – её там нет. С тем же успехом можно искать совесть у кота, ныкающего хозяйскую колбасу по углам. Нужно собирать веселую компанию, запасаться попкорном и отдыхать от философских трактатов и слезных мелодрам. Будет весело, громко, жестко, юморно, а местами – даже чересчур.

    Работая над фильмом, создатели поставили себе цель выпустить трэшовый фильм ужасов в традиционной американской стилистике, но с изрядной долей нездорового черного юмора. Все клише соблюдены скрупулезно и добросовестно: антураж, налет роуд-муви, образы героев, музыка, сюжет, эффекты. Правда, в конечном итоге, костяк истории уплывает в неподвластные зрителю дали, превращаясь в адскую смесь воспаленной фантазии режиссера, но мы же люди привычные, и не такое смотрели. Скомканность концовки с лихой оправдывает первостепенная цель фильма: шокировать. По шкале эпатажа: 10 из 10. Слабонервным, беременным, принципиальным пацифистам просьба не беспокоиться.

    Фильм начинается с мощного безумного пролога, который идеально настраивает на атмосферу ленты. Теплый летний вечер, маленький магазинчик ужасов где-то в богом забытой провинции, старый клоун и циничный старикашка общаются на животрепещущие темы, вроде сексуальных пристрастий знакомого сумасшедшего. Но тут врываются два деревенских дурачка и пытаются ограбить безобидного с виду владельца лавочки. И совершенно зря. Потому что дальше начинается то, из чего, собственно, состоит весь фильм – едкие, жесткие диалоги, далеко недетские шуточки, галереи убийств, трупы, садисты, музей монстров и психопатов, изощренные способы пощекотать нервишки, искусственная кровь рекой и виртуозные истории из жизни эксцентричной семейки Файрфлай. И весь этот винегрет можно было бы назвать страшным, не будь он таким смешным.

    Завязка истории, как уже было сказано, представляет собой избитый сюжет: четверо молодых людей – два парня и две девушки – путешествуют в канун Хэллоуина на машине по маленьким провинциальным городам, собирая местный фольклор обо всем необычном и пугающем. Ребятам не везет – у них неожиданно заканчивается бензин. Так они оказываются в престранном музее психопатов, где узнают байку о Докторе Сатане – убийце с жуткими садистскими наклонностями, которого много лет назад повесели местные жители недалеко от стоянки. Тело таинственным образом исчезло, а история начала обрастать фантастическими подробностями. Естественно, герои хотят увидеть все своими глазами и узнают у клоуна - капитана Сполдинга – дорогу. Но попасть туда им не суждено! *злобный хохот за кадром в лучших традициях хоррора*.

    Что за злой гений рождает в муках, за бутылочкой пива жуткие фантазии киношных насильников? Человек-оркестр, заслуженны мертвец американского шоу-бизнеса и просто хороший человек – Роб Зомби. «Дом 1000 трупов» - его режиссерский и сценарный дебют. Роб не поленился вложить в свое детище душу, отметившись на каждом этапе работы: сценарий, съемка, арт-составляющая (декорации, костюмы), саундтрек. Кроме того, одну из главных ролей сыграла его красавица-жена Шери Мун Зомби.

    Мало назвать фильм «ужастиком», чтобы он начал пугать зрителей. Но в данном случае, этого и не требуется. Это не фильм ужасов в известном смысле. Скорее, это гипертрофированная хоррор-пародия. Сюжет намеренно предсказуем, все это мы уже видели: любители выпивки и халявного секса не раз получали по заслугам за свою самоуверенность. Но есть в этом фильме что-то цепляющее. Возможно, это отсутствие поучающего аспекта (в духе – вот как бывает, если не слушаешь маму с папой!) или же пренебрежительное отношение к смерти. С первой до последней минуты четко понимаешь – это просто аттракцион. Весело и не по-настоящему.

    Впрочем, возрастные ограничения вводятся не просто так. Некоторые сцены действительно нелицеприятны и иллюстрируют неприкрытое насилие. «Пушечное мясо» в виде второстепенных персонажей терпит нечеловеческие издевательства алчущей крови семейки Файрфлай. Чего только стоят мальчик-рыба и монстры в подвале «кровожадного» дома. Рейтинг явно выбран недобросовестно (до 17 в присутствии взрослых). Даже так нервным подросткам смотреть не рекомендуется. Как это будет выглядеть? «Не бойся, детка. Отрицательный герой потрошит хорошего парня, потому что в детстве мама отказывалась целовать его на ночь»?..

    Есть у фильма одно неоспоримое достоинство: его самобытные персонажи. Каждый член семьи садистов Файрфлай неповторим и любопытен. Капитан Сполдинг – язвительный мужлан, коллекционирующий человеческие пороки. Он как бы не при чем, но роль его персонажа неоценима в контексте сюжета. И вообще, такого отборного черного юмора я больше ни у кого не слышала. Это действительно стоит посмотреть. Оттис – доморощенный философ и мизантроп до мозга костей. Он нашел способ познать истину жизни – посредством смерти. Проще говоря, копаясь в некогда юных и красивых телах, он познает Вселенский Замысел, и охотно делится им с окружающими. Правда, мертвым до этого уже нет дела. Малышка Файрфлай – милое и нежное золотоволосое создание с ангельской улыбкой. Вот уж кому идеально подходит поговорка: «В тихом омуте черти водятся». Её изощренности позавидовал бы сам Чарльз Мэнсон. Глядя именно на неё, становится страшно – смеясь, милый ребенок играючи лишил жизни несколько человек. Да и остальные герои не выглядят серыми тенями. Наоборот, каждый продуман и интересен.

    Это фильм частенько ругают за отсутствие смысла, идеи, посыла. Но смысл есть. Если отбросить «визуальный терроризм», останется вот что: насилия вокруг так много, что мы его уже не замечаем. Потчуя зрителя кровавой гиперболой, Роб Зомби не старается ему что-то доказать – это бесполезно. Происходящее на экране давным-давно имеет место в реальной жизни. Но всегда проще отрицать очевидное, нежели его принять.

    Премьера фильма состоялась 13 марта 2003 года. В 2005 году вышел сиквел «Изгнанные дьяволом», но он порядком уступает первой части. Фильм вызвал немалый резонанс, кое-кто даже углядел антирелигиозную пропаганду (в начале фильма – транспарант на машине «God is Dead»). В Руспублике Беларусь «Дом 1000 трупов» запрещен к показу.