Карьера | Продюсер |
- Отзыв о фильме «Интердевочка»
Драма (Швеция, СССР, 1989)
…блеск и очарование сказочных мечтаний…
…в несуществующем нынче советском городе Ленинграде в конце восьмидесятых годов двадцатого века жила себе поживала молоденькая жизнерадостная девушка по фамилии Зайцева (…Елена Яковлева…). Жила в маленькой квартирке в одной из сонма однотипных многоэтажек вместе с разведённой матерью. Работала посменно — сутки через трое — медсестрой в близлежащей городской больнице. Была она жизнерадостной, с весёлым норовом, с доброй душой и неизбывным оптимизмом. И всё было бы у неё, как и у всех прочих советских девушек её лет, если бы не одно «но». Её зарплаты медсестры и оклада матери-учительницы, само собой, на то, чтобы быть красивой и с гордо поднятой головой, не хватало. Потому гражданка Зайцева с целью улучшения материального положения в свободное от основной работы время начинает подрабатывать, занимаясь уголовно-наказуемой валютной проституцией…
…в отличие от прочих своих коллежанок по цеху, героине Елены Яковлевой подворачивается неслыханная удача. После одноразовой финансово-интимной связи с верноподданным Королевства Шведского, перспективным, спокойным и талантливым инженером Эдвардом Ларсеном (…Томас Лаустиола, озвученный Александром Белявским…), указанный иностранец внезапно делает ей предложение руки, сердца, кошелька и роскошной личной жилплощади, расположенной на гостеприимном Скандинавском полуострове. Гражданка Зайцева естественно отвечает полным и безоговорочным согласием. Но в откровенном разговоре с матерью сообщает последней, что замужество весьма далеко от истинных чувств и происходит из чистого и рачительного расчёта. Бывшей советской медсестре нестерпимо хочется вырваться из закостенелого «совка» и вкусить всех благ и ценностей овеянной мифами и грёзами западной цивилизации…
…«Интердевочка» режиссёра Петра Тодоровского — это, конечно же, остро-социальная, позднеперестроечная драма. Леонид Парфёнов в своих «Намеднях» как-то назвал эту ленту последним советским блокбастером. И, несмотря на очевидную и напрашивающуюся адекватность подобного определения, у Тодоровского получилось здесь практически невозможное. «Интердевочка» с Еленой Яковлевой, невзирая на откровенно прозападническую фабульную тематику с воспеванием финансовой независимости и красивой жизни, получилась совсем, абсолютно лишённой какой бы то ни было пошлости, и уж тем более — развратности. Создатели непостижимым волевым усилием, очевидно, сняли не пустую и ровную кальку с голливудщины, но по духу и наполнению — именно классическую, советскую в лучшем из смыслов и пониманий, невероятно качественную кинокартину. Настоящее кино, хоть и не с заглавной, но с великолепным внутренним наполнением отличительной, прочувствованной сентиментальности…
…есть в «Интердевочке» и прямой идеолого-экзистенциальный антагонизм: два противополярных, противоестественных друг по отношению к другу социума. Умирающий и разлагающийся уже, неприспособленный для нормальной жизни социализм и лощёная, изобилующая разнообразием западная реальность. Поначалу выбор главной героини представляется донельзя очевидным, и девушка любыми доступными способами старается покинуть Советский Союз. Но, оказавшись лицом к лицу с прагматичным и расчётливым подходом европейцев к жизни, начинает всё сильнее осознавать, насколько ей ближе и роднее более открытые, сопереживательные и добрые соотечественники…
…главная же ценность ленты Тодоровского, по всей видимости, заключается в том, что, несмотря на закрытость и табуированность данной темы, режиссёр оказался способен придать советскому кинематографу новый смысл и образ современной женщины — свободной, самостоятельной, принимающей решения о своей судьбе без оглядки на социальные стереотипы и устоявшиеся суеверия. Эротическая часть нарратива в ленте определённо второстепенна, и призвана лишь подчеркнуть собой обнажённые оттенки реальной жизни. С её, жизни насилием, бытовой рутиной, жизненной неустроенностью и отсутствием видимых и легко прослеживаемых перспектив. Всегда ведь есть опасность поддаться обманчивой лёгкости жизни по течению. Рутинного бытия «как у всех», без опасности быть подвергнутым порицанию окружающих и без принятия самостоятельных решений. И как не уступить спокойному ритму погружения в бытовую трясину? А «Интердевочка» как раз сообщает об обратном. Подчас не просто нужно, а прямо-таки необходимо воспользоваться тем единственным шансом, той уникальной возможностью, предлагаемой самой жизнью лично и персонально тебе. Ведь именно в этом суть радости самопознания, которое и способно привести к такому желанному чувству внутренней гармонии и простого человеческого счастья. В том, как водится, и состоит авторское наставление…