Джеймс Ортиз Де Артиньяно. Отзывы на фильмы без оценки

Джеймс Ортиз Де Артиньяно
Оригинальное имя Jaime Ortiz de Artiñano
Карьера Продюсер
  • Агора Отзыв о фильме «Агора»

    Драма, Исторический (Испания, 2009)

    …исполинский и немного кровожадный псевдо-античный морализаторский гипно-экскурс…

    …древнеегипетская и первопрестольная столица культуры всея Античной цивилизации Александрия на заре пятого столетия нашей эры. Римская империя где-то там за кадром, незримая и всё ещё могучая. Но уже неуклонно сотрясаемая внутренним гражданским конфликтом и откровенным дележом власти между сыновьями покойного императора Константина метрополия доживает в нынешнем виде последние годы, неумолимо разваливаясь на части. Ослепительно красивая Рэйчел Вайс, усиленно изображающая эмансипированную учёную-астрономшу, преподавательницу философии в местном ПТУ и дочку начальника Александрийской библиотеки Гипатию, с прекрасным видом задумчивого озарения фланирует по белоснежному напольному мрамору перед очарованными студиозусами. Школяры, откровенно говоря, гораздо трепетнее, аккурат с открытыми ртами, следят не за эпичной нитью научного повествования, но за грациозными движениями точёной фигурки Гипатии внутри приталенной по последней римской моде тоги. Двоица особенно впечатавшихся — так и вовсе принимается петь красотке любвеобильные куплеты и дудеть в амурные дудки прилюдно и почём зря…

    …роковые исторические тучи, тем не менее, сгущаются. По городу толпами бегают воинственно настроенные и агрессивно верующие прото-христиане. Все поголовно по-ваххабитски обросшие, словно недавно шла затяжная позиционная война и выряженные ради пущего демонического эффекту в чернёные как полночная смоль балахоны. Просвещённые учения, прокламации и трактаты молодых александрийских студентов во главе с Гипатией им предельно непонятны, а следовательно в деле насаждения истинной веры контрпродуктивны и подлежат немедленному принуждаемому покорению. Упорствующих или несогласных по традиции и для порядку побивают каменьями и прогоняют нагишом по пылающим угольям. Особенно ретивых — вспарывают короткими римскими мечами. То есть в общем и целом ничего особенно выдающегося на фоне остальных хрестоматийных событий того геополитического периода в принципе и не происходит. Великую библиотеку по итогам очередных народных волнений освобождают от партийных текстов в пользу рабоче-крестьянских овечьих загонов. А парочка влюблённых в героиню Вайс учеников вырастает во вполне себе исторический дуэт сановного христианского епископа Синезия и имперского префекта Ореста…

    …получивший для своего пышного и непередаваемо красивого исторического пеплума «Агора» баснословные 70 (…sic!..) миллионов долларов США, испанский провокатор от кинематографа Алехандро Аменабар конструирует на экране неописуемое. Необходимая для означенного жанра обязательная любовная составляющая кончается здесь вообще никак не начавшись. Озарённая космической премудростью Птоломея, Сократа и Платона схолархиня Гипатия ловко выворачивается из объятий и смазливого аристократа, и симпатичного раба. А покамест беснующиеся адепты зарождающегося христианства крушат бесценный библиотечный фонд и режут личный состав просвещённых учёных-египтян, героиня Вайс, обворожительно поджав соблазнительные губки, корпит над дилеммой между истинностью эллипса и ложностью круга в движении небесных тел. Сцены же самого концентрированного уличного насилия показаны в «Агоре» так, что впору вызывать Фрэнка Миллера с его «300 спартанцами». Возрастной ценз в предваряющих титрах никак наглядно не означен, но наличие его в виде «18+», а то и полновесного «21+» удивлять никого не должно. При полном отсутствие эротичных ракурсов, плотность расчленёнки и изуверств со сжиганием и членовредительством несколько впечатляет даже и искушённого нынче профессионального зрителя…

    …единственный и главный недостаток ленты Аменабара, думается, предвосхитился в прямом и сверхчётком, лубочном практически противопоставлении. Языческая в хорошем смысле, научно-развитая, но поиздержавшаяся от времени античная цивилизация представлена хорошенькой и отчего-то совсем целомудренной девушкой. А праведные последователи Христа выглядят и орудуют словно, прости Господи, маниакальные исламские неумеренные сотрудники Талибана. Закостенелая негибкость и некоторая высокомерность египтян сталкивается с яростной и молодой религиозностью, для которой покарать неверующих благодатным, простите, огнём это крайне естественно и целиком приемлемо. Для незнакомых хотя бы с базовым курсом начальной истории мысль, конечно же, потрясающая. А в современном, зацикленном на некоем мифическом всеобщем равенстве и насильственно насаждаемой принудительной толерантности, обществе — так и вовсе чуть ли уже не уголовно наказуемая. Но вот в художественном произведении, настроенном на визуализацию отдельного хронометрического отрезка истории, подобный подход превращает живых персонажей «Агоры» в неопределённых и схематичных марионеточных статистов. Так и слышатся за кадром командные свирели свистков и зычные рубленные команды разводящих надзирателей: «Сидеть! Лежать! Бежать! Танцевать! Гадить!»…

    …вместе с тем, «Агора» — очень красивое и запоминающееся действо. Костюмеры и мастера декорирования старались на славу. Каждый кадр хочется распечатать в цвете и подвесить в рамочке. Актёры лицедействуют и взаимодействуют с явным удовольствием и очень хорошо выкладываясь во всякой сцене. Но по итогу, оперируя внутри заданных режиссёром императивов, на самом деле получается, что речь ведь здесь идёт не про обратный антагонизм религиозного и светского, не про борьбу догматов с заповедями. И даже не про конфликт вероисповеданий, мировоззрений и поколений. А про то, что в тот момент, когда по улицам разливается всесокрушающими приливными волнами неуправляемый и кровожадный народный гнев, сверяться с учебниками, ссылаться на уголовно-процессуальное право и взывать к искупительному всепрощению получается далеко не у всех, и очень, очень редко вообще когда…