…бесконечной уверенности в себя и шекспировских страстей изумительная духоподъёмность…
…несколько пришибленный, но в целом довольно милый, с безутешными глазами побитого щенка индусский подросток Джамаль Малик каким-то чудом чудесным участвует в региональной буддистской вариации телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» с решительно и бескомпромиссно нечитаемым и нетранскрибируемым названием «Kaun Banega Crorepati». Лопоухий паренёк к немалому своему удивлению и изумлению харизматичного ведущего, которого для пущего эффекту озвучивает ведущий же отечественной версии телешоу Дмитрий Дибров, в первый день эфира выигрывает эквивалент ста пятидесяти тысяч долларов США. Поскольку передача идёт по странному недоразумению в прямом эфире, на этом вопросы кончаются, чтобы продолжиться наутро. А выходящего поздним индийским вечером с эфира Джамаля хватают силы правопорядка и пакуют в автозак. Уже в мумбайском отделении органов внутренних дел учтивый, участливый, интеллигентный и усталый следователь дозировано применяя пытки, побои, запугивания, сердечно-слезотолчивые уговоры и прочие занимательные элементы силового допроса пытается выведать как именно настолько ловко и без подельников гражданину Малику удалось обжулить шоураннеров на телевидении, нагло смошенничать и за один вечер заработать месячный бюджет любой на выбор развитой демократии центральной, восточной или, положим, юго-западной Африки. В своё оправдание юноша раскрывает дознавателю историю личной короткой, жестокой, пугающей и удивительной жизни, сакральным и практически волшебным образом предоставившую ему ответы на без малого каждый вопрос интеллектуальной викторины…
…в сущности «Миллионер из трущоб» режиссёра-британца Дэниэла Бойла, автора космогонически-культовой нарко-притчи «На игле» и гипердинамичного зомби-апокалипсиса «28 дней спустя», сам по себе является «всего лишь» экранизацией мультинационального теперь уже развлекательного проекта «Кто хочет стать миллионером?». Сюжет выстроен от начала и до конца по тому же простому лекалу — вопрос-ответ. Откуда известно который актёр снимался в таком-то фильме? Да очень просто, когда Малик был совсем маленьким, этот самый актёр раздавал в их трущобах автографы, и главгерой вследствие чрезмерной спешки за своей порцией кумирской подписи аж провалился по дороге по самую маковку в общественный, простите, нужник. И так каждый и всякий раз. Другое дело, что забавные и умильные сцены из жизни маленьких сирот-бродяжек перемежаются зубодробительными и шокирующими увертюрами на манер чрезмерно натуралистичных документальных хроник с давно позабытых теперь видеокассет восьмидесятых-девяностых. Где малолетним попрошайкам выжигают калёным маслом глаза, стреляют из револьверов в голову, а мусульманские фанатики громят средь бела дня буддийские кварталы и заживо сжигают иноверцев на глазах у скучающей полиции…
…является при этом ли бойловский «Миллионер…» жестокой версией сказки о принце и нищем на индусский лад? Скорее — нет. Даже, практически, наверняка нет. Это, вопреки первому впечатлению, одна из самых интересных лент не только выпускного 2008-ого года, но и — в принципе для практически каждого соприкоснувшегося за всю его, ни много, ни мало прожитую жизнь. Картина необыкновенно привычна и стройна в качестве романтической мелодрамы с изумительной любовной линией трогательного большеглазого малютки Малика к его подружке — очаровательной Латике, пронесённой персонажами сквозь время, пространство и многочисленные препятствия и бедствия. И одновременно с этим, «Миллионер из трущоб» снят и срежиссирован непомерно современно, с драйвом и динамикой криминальных драм, присущей действительно большому голливудскому кинематографу. Отдельными моментами приливы адреналина в кровь настолько впечатляющи, словно по эту сторону экрана самый зритель участвует в действиях личного состава и происходящих событиях. Персонально, к примеру, поставил на кон пару миллионов рупий или продирается сквозь тернии бомбейской мафии на пути к своей взаимной и истинной любви…
…и — да, «Миллионер…» воплощает в себе квинтэссенцию самого понятия «кино». Это в первую очередь аттракцион, который понравится практически всем. Подтвердит любой навешенный на него восторженный ярлык киноакадемиков и экранных критиков. Лента про паренька Малика, такого серьёзно-трогательного и страстно устремлённого к своей, той самой единственной и настоящей любви, которую можно на время упустить из виду, но никак и никогда нельзя и невозможно потерять. Это подлинно индийская фантастическая, душевная мелодрама. Замешанная с необходимой долей западной самоиронии, эдакий классический Болливуд на современный лад. Не полюбить который — стыдно. А пропустить — так и вовсе невозможно. А ещё это лучший, покамест, рассказ экранный про экзотическую Индию и взаимную любовь, снятый не урождённым индусом…