«Огни городских окраин» - большой фильм про «маленького человека». И это естественноо, о ком же еще может фильм с таким названием, отсылающим к Чаплину?
Главный герой, охранник Койстинен , - «человек с окраины жизни»: не наделен талантами, не успешен, не богат, не имеет ни семьи, ни детей, ни друзей. Типичный неудачник, как его и называет красотка Мийра. Грустно и даже несколько неловко наблюдать, как он ходит на курсы бизнесменов и пытается не имея ни залога, ни даже вшивенького бизнес-плана получить кредит в банке на организацию собственного охранного агенства. Но Койстинен не просто туповатый парень, как можно было предположить, он кажется человеком особенным: верит в сказку (собственный бизнес, любовь красавицы) и в то же время не верит в то, что он попадет в эту сказку. Он идет в банк за деньгами и на свидание с шикарной блондинкой с одинаковым выражением потерянности и отчаяния в глазах.
Для меня Койстинен — это человек, который безумно хочет, чтобы жизнь была лучше, чтобы мир был ярким и добрым, полным любви счастья, но не имеет никакого ресурса, чтобы изменить хоть…
Читать дальше
«Огни городских окраин» - большой фильм про «маленького человека». И это естественноо, о ком же еще может фильм с таким названием, отсылающим к Чаплину?
Главный герой, охранник Койстинен , - «человек с окраины жизни»: не наделен талантами, не успешен, не богат, не имеет ни семьи, ни детей, ни друзей. Типичный неудачник, как его и называет красотка Мийра. Грустно и даже несколько неловко наблюдать, как он ходит на курсы бизнесменов и пытается не имея ни залога, ни даже вшивенького бизнес-плана получить кредит в банке на организацию собственного охранного агенства. Но Койстинен не просто туповатый парень, как можно было предположить, он кажется человеком особенным: верит в сказку (собственный бизнес, любовь красавицы) и в то же время не верит в то, что он попадет в эту сказку. Он идет в банк за деньгами и на свидание с шикарной блондинкой с одинаковым выражением потерянности и отчаяния в глазах.
Для меня Койстинен — это человек, который безумно хочет, чтобы жизнь была лучше, чтобы мир был ярким и добрым, полным любви счастья, но не имеет никакого ресурса, чтобы изменить хоть что-то в своей жизни. Думаю, что у многих сильных предприимчивых людей Койстинен вызовет скорее раздражение, чем сочувствие, будет непонятно, почему молодой здоровый мужик не может «сделать себя сам» и реализовать «финскую мечту». А он, действительно, не может. Силы воли у него нет. Природой не заложено. Но сила тем не менее есть. Именно эта сила не дает ему выдать обманувшую его Майру полиции, внутренняя сила позволяет ему с удивительным стоицизмом принять приговор и тюремное заключение, и эта же сила позволяет ему после выхода из тюрьмы сохранить все тот же наивно-неуверенный взгляд на мир. Эту двойственность, неоднозначность, сложность внутреннего мира героя подчеркивает саундтрек и «руская тема» в фильме: итальянские романсы, «Огонёк» на слова «На позиции девушка провожала бойца...», разговоры пьяных прохожих о Толстом, Чехове и Чайковском.
На одном из кино-сайтов мне попалось вот такое описание фильма:
"Подобно героям Чаплина, главный герой этого фильма по имени Койстинен ищет брешь в теле жестокого общества, через которую он хочет пролезть, чтобы выжить, но его надежды преуспеть в неравной борьбе "маленького человека" с жерновами современного общества рушатся одна за другой.
Криминальные элементы совершают грабеж, использовав его профессию ночного сторожа в крупном супермаркете и его страстное желание найти любовь, а затем подкидывают ему улики совершенного ими преступления. Ограбление совершено с участием самой бессердечной женщины в истории кинематографа со времен фильма Джозефа Манкевича. В итоге Койстинен теряет работу, свободу и веру в будущее."
Я ни разу не кинокритик, но с описание не согласна почти по всем пунктам:
1) Койстинен не борется с «жерновами современного общества, Койстинен и борьба — вещи несовместные. Иначе бы можно было на похожий сюжет снять фильм о том, как обманутый охраник вышел из тюрьмы и пошел мстить обидчикам. Он лишь стоически принимает удары. Этим он отличается, например, от героини Кати Оутинен в «Девушке со спичечной фабрики», которая от отчаяния решилась на борьбу.
2) Где показано «страстное желание найти любовь»? Койстинен не любовь ищет, а сказку, именно поэтому он не обращает внимания на невзрачную продавщицу Айлу — единственного человека, кто проявил к герою человеческий интерес и сострадание.
3) Не поняла, почему Майру называют «самой бессердечной женщиной». Да, она обманывает героя, но вовсе от жестокости и бессердечия, а оттого, что будучи бандитской подружкой, не могла поступить по-другому. Очевидно, что Майре было жаль Койстинена, правда себя она жалела больше, но это уже другая тема... Собственно, Майре даже почти не приходилось обманывать, на каком-то реалистичном уровне сознания Койстинен не мог не понимать, что что-то тут нечисто, но прогонял от себя такие мысли. В каком-то смысле герой получает, что заслужил: отвернулся от доброй и искренней, но «серенькой» Айлы, погнался за миражом-Майрой и результат не заставил себя ждать.
Но от той рецензии для меня все-таки был прок: я решила посмотреть Манковича. Думается, имелся в виду фильм "Все о Еве"...