Жанр | Документальный, Исторический |
Хронометраж | 1 ч. 30 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 10 сентября 2010 г. |
Киностудия | Ministère de la Culture et de la Communication |
Страна | Канада, Германия, Франция, Великобритания, США |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
- Вернер Херцог
-
Фолькер Шлёндорф
Obuch -
Thompson, Molly
Продюсер -
Петер Цайтлингер
Оператор - Hein, Wulf
- Malina, Maria
- Monney, Julien
- Tosello, Gilles
Содержание
Пещера Шове на юге Франции закрыта для доступа общественности, поскольку более 300 рисунков с изображениями животных в ней являются древнейшими образцами пещерного искусства, и любое заметное изменение влажности воздуха в пещере может привести к их повреждению. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, есть у немногих археологов. И только четыре члена съемочной группы получили специальное разрешение от министра культуры Франции для съемок этого фильма.
Отзывы
-
Zatv
31 августа 2017 г., 23:10Вначале, о двух исходных ингредиентах, без которых не было бы этого документального фильма.
Венер Херцог, несомненно, принадлежит к числу величайших режиссеров нашего времени (род. 5 сентября 1942 г.). Он не только снял более 40 фильмов, большая часть из которых документальные, но и поставил множество опер и написал несколько книг. Помимо всего прочего, он славится своей экстравагантностью. Например, фильм «Агирре, гнев божий» (1972) снимался в реальных джунглях, в фильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974) играл человек, который почти всю свою жизнь провел в психиатрической больнице, а на съемках «Стеклянного сердца» (1976) специально приглашенный гипнотизер вводил актеров в транс.
Пещера Шове на юге Франции была открыта в 1992 году. Ее стены заполняют множество рисунков, прекрасно сохранившихся до нашего времени. Это древнейшие образцы пещерного искусства в мире – возраст самых старых из них превышает 30 тысяч лет, и любое заметное изменение влажности воздуха может привести к их повреждению. Лишь на несколько часов в неделю археологи имеют право доступа в нее, но авторитет Вернера Херцога позволил получить специальное разрешение от министра культуры Франции на съёмки полнометражного фильма.
Исследование пещеры показало, что первобытные люди в ней никогда не жили, и она примерно в течение 10 тысяч лет использовалась в качестве древнего храма. А 20 тысяч лет назад вход в пещеру обвалился, навсегда отрезав ее от внешнего мира.Наскальная живопись в пещере – уникальна. Кажется, что ее сотворили буквально вчера, настолько она современна. В ней присутствует и реализм, и абстракционизм, и символизм. Древние художники, работая только пальцами и специальными палочками, тем не менее, демонстрируют всю палитру современных техник – линии, растушевки, штриховки, мастерски используя все особенности рельефа пещеры. Трещина превращается в спину быка, а нависший каменный выступ в торс женщины.
Удивительно, но все рисунки созданы в залах, куда не попадал солнечный свет, т.е. их можно было видеть только при свете факелов. Игра теней, даже от света люминесцентных ламп, дает иллюзию движения, оживляя фрески. По всей видимости, это создавало определенный психологический эффект. Один из археологов признался, что после пяти дней работы в пещере он больше не мог туда спускаться, т.к. ему постоянно стали сниться сходящие прямо со стен львы, лошади, буйволы и носороги. Если вспомнить К.Г.Юнга, считавшего, что мифы возникли именно из сновидений, возможно, Херцог, назвав картину «Пещера забытых снов», интуитивно сформулировал ее главное предназначение.
Поражает умение кроманьонцев сохранять свои рисунки тысячелетиями. Оказывается, они добавляли в уголь не только кровь изображаемых животных, но и жир. Впоследствии, бактерии пожирали его, оставляя в этих местах микропоры, которые затем заполнялись минеральными веществами и способствовали консервации живописи.
Другое интересное наблюдение можно сделать, рассматривая наскальные рисунки во времени. Разница между первыми и последними достигает 10 тысяч лет. И хорошо видно, как только древний человек овладел речью, живопись его резко примитивизируются, становясь некими аналогами современных детских рисунков. Это уже не просто картинки, а носители информации, хотя и продолжающиеся оставаться объектом поклонения.
Но Херцог не был бы самим собой, если бы не сделал из увиденного некое философское обобщение. В конце фильма показан питомник крокодилов при местной АЭС. Режиссер, как бы, приравнивает современных людей к этим пресмыкающимся, считая, что уровни одухотворенности и слияния с природой у кроманьонцев были максимальными за всю историю человечества, и далее все шло только на спад.
Вердикт. Очень интересная картина (кстати, снятая в 3D). Рекомендуется к просмотру.
Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм – напиши рецензию». Тур 37.
Подборки
-
1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь
991 фильм
-
Рекомендации подкаста "Истории кино"
166 фильмов
-
Авторское кино иностранное
100 фильмов
-
1001 Movies You Must See Before You Die (все издания)
1222 фильма
-
Хочу посмотреть
162 фильма