Жанр | Биография, Документальный |
Режиссер |
|
Страна | Россия |
Продюсер |
|
Оператор |
|
-
Олег Дорман
Режиссёр
Содержание
Фильм «Подстрочник» — киномонолог Лилианны Лунгиной о жизни души и мира вокруг. С беспощадной зоркостью рассматривая собственное развитие с малых лет до последних дней, она делает внутренние события не менее увлекательными, чем внешние. Ее рассказ — это уникальное сочетание исповеди и масштабности, крупного и общего плана: это и портрет и фреска, потому что героиня ни на минуту не упускает из виду жизнь общую, общественную, пытаясь представить зрителям судьбу России и отчасти Европы в ХХ веке.
Отзывы
-
Antresolina
20 января 2014 г., 01:24Необыкновенный проект, по замыслу совершенно провальный (ну кому хочется смотреть 15 серий документального фильма, в котором пожилая женщина сидит в кресле и рассказывает свою жизнь?), но на выходе, неожиданно - совершенно прекрасный, захватывающий не хуже многих сериалов, воодушевляющий и вызывающий эмоции.
В чем секрет?
Во-первых, в сюжете. Жизнь, прожитая Лилианной Лунгиной, была необычайно разнообразна и насыщена событиями. Ее рассказ, начавшийся еще с родителей, вмещает в себя, кажется, всю историю России 20 века. Перед нами разворачивается не одна частная история, а жизнь целой страны.
Во-вторых, в том, как это рассказано. Язык Лунгиной - литературный, яркий, образный, живой. Она не ленится задуматься, чтобы подобрать самое точное определение, замолчать на пару секунд, чтобы выразительней и точнее сформулировать какую-то мысль, дать чему-то определение. И вместе с тем - рассказ получается очень связный, насыщенный, драматичный, сочный. Интерес не спадает ни на минуту. И что еще важно - она рассказывает множество ярких бытовых деталей, подробностей, но не увязает…
Читать дальшеНеобыкновенный проект, по замыслу совершенно провальный (ну кому хочется смотреть 15 серий документального фильма, в котором пожилая женщина сидит в кресле и рассказывает свою жизнь?), но на выходе, неожиданно - совершенно прекрасный, захватывающий не хуже многих сериалов, воодушевляющий и вызывающий эмоции.
В чем секрет?
Во-первых, в сюжете. Жизнь, прожитая Лилианной Лунгиной, была необычайно разнообразна и насыщена событиями. Ее рассказ, начавшийся еще с родителей, вмещает в себя, кажется, всю историю России 20 века. Перед нами разворачивается не одна частная история, а жизнь целой страны.
Во-вторых, в том, как это рассказано. Язык Лунгиной - литературный, яркий, образный, живой. Она не ленится задуматься, чтобы подобрать самое точное определение, замолчать на пару секунд, чтобы выразительней и точнее сформулировать какую-то мысль, дать чему-то определение. И вместе с тем - рассказ получается очень связный, насыщенный, драматичный, сочный. Интерес не спадает ни на минуту.
И что еще важно - она рассказывает множество ярких бытовых деталей, подробностей, но не увязает в них. Важная составляющая ее рассказа - внутренняя жизнь, эмоциональный и душевный опыт.В-третьих, всю жизнь Лилианны сопровождали какие-то совершенно необыкновенные и прекрасные люди, о которых она рассказывает так же, как и обо всем - интересно, тепло, глубоко.
Ну и самое главное и неоспоримое достоинство - это личность самой рассказчицы. Невозможно не полюбить эту женщину, не проникнуться ее теплотой, лукавой улыбкой, ее интересом и благодарностью к жизни. Несмотря на преклонный возраст и ее обращения "к молодым", в них нет ни капли морализаторства, они очень светлые и жизнеутверждающие.
После просмотра переполняет чувство благодарности к Олегу Дорману и всем причастным к созданию фильма и к тому, чтобы он все-таки увидел свет (хотя это была долгая и нелегкая история). За то, что позволили познакомиться с этой женщиной, увидеть и услышать ее.
Всем, кто еще не видел - горячо рекомендую, это действительно стоит просмотра!
-
Low_Whisper
1 декабря 2014 г., 09:42До этого фильма и одноименной книги по этому фильму имя Лилианы Лунгиной мне было незнакомо. Хоть фамилия достаточно известная. Павел Лунгин сын Лилианы и Семёна Лунгиных. Это мемуарные записи уже немолодой женщины, записанные в 1997 году. Более 10 лет фильм не допускали к экрану. Это тем более странно и непростительно, что там не было ни слова о той власти. Да, о Советском периоде было сказано много нелицеприятного, но в конце 90-х это и так уже было всем известно.В знак протеста режиссер Олег Дорман отказался от специального приза национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2010» В обращении режиссёра говорилось:
… Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.
Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке. На людях образованных, думающих, лежит…
Читать дальшеДо этого фильма и одноименной книги по этому фильму имя Лилианы Лунгиной мне было незнакомо. Хоть фамилия достаточно известная. Павел Лунгин сын Лилианы и Семёна Лунгиных.
Это мемуарные записи уже немолодой женщины, записанные в 1997 году. Более 10 лет фильм не допускали к экрану. Это тем более странно и непростительно, что там не было ни слова о той власти. Да, о Советском периоде было сказано много нелицеприятного, но в конце 90-х это и так уже было всем известно.В знак протеста режиссер Олег Дорман отказался от специального приза национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2010» В обращении режиссёра говорилось:… Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.
Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке. На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности.
Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу.
У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.
Я согласна с Дорманом: это позор нашего телевидения, крутить круглосуточно сопливые мелодрамы с сюжетом как под копирку и такие же боевики, и скрывать от зрителя замечательный, умный и добрый документальный фильм.
Лилиана Лунгина удивительный человек, умный, глубокий, благородный и добрый. Её жизнь это отражение целой эпохи. Но не только рассказами о своей жизни она делиться в фильме. Это ещё и колоссальный опыт, пришедший с годами, с трудностями, который она открывает зрителю. Опыт, который может пригодиться кому-то ещё.
Посмотрела фильм на одном дыхании, и это при том, что подобную документалистику я не люблю. Значит, что-то есть в личности самой Лилианы Лунгиной, в её кротком голосе, тонком интеллигентном юморе, правильной образной и красивой речи, что удерживает зрителя, заинтересовывает и не отпускает до последних титров.