Жанр | Драма |
Хронометраж | 1 ч. 37 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 18 января 1982 г. (В России — 18 января 1982 г.) |
Киностудия | Мосфильм |
Страна | СССР |
Сценарий |
|
Альтернативные названия | Muzhiki! |
- Александр Михайлов
- Леонард Варфоломеев
- Петр Глебов
- Афанасий Кочетков
- Петр Крылов
- Алексей Михайлов
- Александр Павлов
- Анатолий Солоницын
Содержание
Узнав о том, что умерла его бывшая невеста, шахтер Павел Зубов приезжает в родное село. У него на руках оказываются оставшиеся сиротами трое детей. Старшая дочь — его, Павла. Осознание ответственности перед нею приводит Павла к мужественному решению: он становится отцом всем троим детям.
Отзывы
-
rhanigusto
1 апреля 2020 г., 22:14…подвижнический поступок, достойный самого пристального поощрения…
…нордического вида герой с печальным взором повидавших многое в жизни очей (…Александр Михайлов…) живёт и работает в заполярном моносырьевом горнодобывающем посёлке. Тринадцать лет назад будучи юным солдатом срочной службы, он получил от матери письмо с весьма неприятной, если не сказать трагической вестью. Невеста на гражданке судя по всему не просто не дождалась и нашла другого, но и даже ждёт от соперника уже ребёнка. Придя по таковому поводу в предельно концентрированное негативное психологическое состояние, персонаж Михайлова, даже не заехав на родину, отрешённо направил свои стремления на крайний север. Тем временем, с родного хутора телеграфируют сфабрикованное, как впоследствии выяснится, известие о тяжёлой болезни одного из родителей героя. По приезду же обнаружится обратное — папа-мама живы и вполне себе здоровы. А вот несостоявшаяся невеста оказывается трагически и безвременно ушла из жизни, оставив бывшего алкоголически зависимого супруга вдовцом, маленького сына от него же и полунемого приёмного детдомовского цыганчёнка фактически круглыми сиротами. А кроме того — осиротинев хмурую, блондинистую и собранную дочурку-подростка, рождённую аккурат-таки от персонажа Михайлова именно что тринадцать лет назад…
…простая и мудрая, слегка гипертрофированная история об обыкновенном бытовом и жизненном мужском подвиге «Мужики!..» 1981-ого, повесть о том, как обыкновенный, простите, бобыль берёт на себя зубодробительную и непостижимую для него ещё пока до настоящего понимания ответственность за свою негаданно обретённую дочку, ребёнка любимой когда-то им женщины и ко всему прочему приёмного малыша с задержкой в развитии и социализации. Это один из тех редчайших случаев, в которых попросту нет не просто проходных, а даже и второстепенных раскадровок и нарративных ходов. Вся полуторачасовая лента нанизана на единый нерв сопереживания. Смотреть безучастно на такое в позициях зрителя — уже нелегко, а порою невозможно. С рецензентской точки обзорности, реконструируя внутрисознательно всякую сцену и глобально общую канву — значит принять на себя настоящий профессиональный вызов…
…внутренние метаморфозы героя на пути от эгоцентричного уязвлённого самолюбия до заботливого и самоотверженного отца начинаются в «Мужиках!..» с архетипической ситуации с сугубо патриархальным укладом отношений между полами в которой женщина уходит к сопернику. Сам по себе подобный жизненный эксцесс ведёт мужчину к резким, непредсказуемым, порывистым и крайне жестоким действиям. Но в ленте при этом центром повествования выступает уже отстрадавший человек, а не некая конкретная драматическая ситуация. Герой за неполных полтора десятка минут экранного времени проходит путь самосознания от совершения действия к принятию последствий. Подобный путь реактивной трансформации ответственности в сознании — для большей части представителей сильного пола деструктивен или по крайней мере вызывает непринятие. А ещё для части — так и вовсе генерирует инстинктивное раздражённое отторжение…
…но персонаж Михайлова оказывается в том числе и к собственному удивлению тем самым психологически «идеальным» отцом. Способным и проецировать заботу, и вырабатывать ответственность не только за собственную дочку, но и за требующих внимания и поддержки детей своей так и не сосотоявшейся невесты. Именно так и сотворяется кинематографическое волшебство ленты. Внедрение в сюжетное полотно трёх совершенно разных отпрысков каждого со своими проблемами и потребностями позволяет избежать главного недостатка всех мелодрам с проблемами детей-родителей — сухой и казённой механистичности. В результате обыденное и материальное конфигурируются в глубокое сопереживание. Мужчина, не побоявшийся разменять саму свою привычную жизнь на постоянную, каждодневную и даже рутинно-изматывающую заботу и ответственность — есть ли пример ещё большей смелости, рыцарства и мужественности?..
Подборки
-
Фильмы об усыновлении
131 фильм
-
Лучшие советские драмы
34 фильма
-
На фоне сельской местности
242 фильма
-
Фильмы, которые Вы смотрели 3 и больше раз
408 фильмов