Жанр | Военный, Драма |
Режиссер |
|
Премьера | 1 мая 1964 г. |
Страна | Албания |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
-
Ashiku, Mario
Leka -
Dauti, Enver
Bardhoku -
Heba, Vangjel
Murrashi -
Kovaçi, Loro
Tuç Maku - Logoreci, Marie
-
Димитер Анагности
Оператор -
Shyti, Ilia
Babai i ilirit -
Shkaba, Neki
Kanetarô Miukeyama
Содержание
После войны партизан Лека возвращается в родную деревню, где вскоре по призыву партии начинается коллективизация, которую большинство жителей встречает в штыки. Одним из сторонников новой жизни является брат Леки, который постепенно преодолевает скепсис и индивидуализм крестьянина… Но богатый землевладелец Туч Маки не сдается, и защищать новый порядок, возможно, придется ценой жизни.
Отзывы
-
ArturSumarokov
10 октября 2015 г., 23:22Кинематограф эпохи соцреализма: Албания Энвера Ходжи
Конец 1945 года. Великая война окончилась, но нет, увы, бравурных торжеств на албанской земле. Солдаты, чьи-то отцы, мужья, сыновья наконец-то возвращаются домой, в медленно восстающие из пепелища города, поселки и села. Некогда молодые лица испещрены жаркими ветрами, покрыты паутиной нервических морщин, трудовые руки огрубели еще сильнее, а в глазах застыла нестерпимая боль ежедневных утрат. Но возвращение домой не сулит им ничего хорошего, ибо Албания и ее землячества вступают во времена социализма, для многих людей знаменующего лишь неизвестность, а не обещаемые блага земные.
1964 год. Скорее рьяный маоист, нежели истовый сталинист, Правитель Всея Албанской Народной Социалистической Республики Энвер Ходжи уже опустил над своей вотчиной глухой железный занавес покруче советского, однако албанские представители мира искусства(писатели, поэты, режиссеры и сценаристы, которых еще лишь ожидает локальный вариант 'культурной революции' от Ходжи), пусть даже в условиях фатальной для любого творца заидеологизированности с привкусом соцреализма, стараются создавать интересные и цельные в художественном плане произведения, хоть и остающиеся почти безвестными за пределами НАСР. В 1964 году махровый конформист и пропагандист, режиссер Хайсен Хакани, снявший лишь тремя годами ранее банальную агитку 'Дебаты', представляет на суд публики и партии лучший свой фильм 'Наша земля'.
По сути новой и совсем уже не его землей становится для вернувшегося с войны партизана Леки его родная деревня, вступающая в эпоху кардинального переустройства и деконструкции привычных устоев. Начинается болезненная коллективизация, и деревенский люд принимает ее с огромным скепсисом, да и местный богач Туч Маки не стремится отдавать свое. На фоне этого развиваются сложные отношения Леки с родным братом Мурраши, пылким коммунистом, и матерью Лочей.
На первый взгляд кажется, что 'Наша земля' Хакани выглядит откровенным парафразом многих шолоховских произведений и, в особенности, его знаменитой 'Поднятой целины'. Но данное мнение ошибочно, ибо обьединяет 'Целину' и 'Нашу землю' лишь общий мотив коллективизации и художественно сильнее всего ткань фильма переплетается с поэтикой албанского прозаика Исмаила Кадаре. Сотканный по классическим канонам соцреализма, фильм тем не менее не является пустой политической агиткой, и мысль политическая не затмевает мысль художественную.
Формально главным героем картины является Леки, яркий индивидуалист, для которого частное важнее общественного. Почему формально? 'Наша земля' фильм полифонический по своему художественному воплощению и повествование не вертится лишь вокруг Леки. Режиссер уделяет внимание и Марруши, и Лоче, и Туч Маку, при этом персонажи пребывают в постоянном внутреннем развитии. Перед зрителем, в свою очередь, разыгрывается почти шекспировская драма непростых семейных отношений, когда брат идет на брата, и споры политические между Леки и Мурраши приобретают драматизм и накал трибун. В образах Леки и Мурраши очерчены две противоположные точки зрения на грядущие перемены в стране и, хоть финал становится ожидаемо предсказуемым, точка зрения Леки выглядит в фильме более убедительной и не затмеваемой коммунистической промывкой мозгов. Много о Леки как о человеке говорят и показательные сцены в церкви, одни из самых запоминающихся и драматургически насыщенных в фильме, сцены, в которых герой показан верующим; для Леки Бог важнее Маркса и Мао и со стороны режиссера данный ход в фильме выглядит достаточно смелым и провокационным, учитывая провозглашенную Ходжи атеистичность государственного строя Албании.
Крайне важны в структуре фильма образы Лочи, матери, которую блестяще сыграла культовая актриса албанского тоталитарного кино Мария Логорецы. В этом персонаже видны черты главной героини еще одного произведения советской литературы, 'Мать' Максима Горького. Та же жертвенность, тот же патриотизм и беспощадная любовь. Лоча становится и символом самой Албании, которую в миг перемен терзают ее сыновья. А вот образ феодала-хозяйственника и вредителя Туч Маки вышел скорее ходульным и шаблонным, хоть в нем и воспеты все характерные черты вражин-капиталистов.
'Наша земля' - малоизвестный, но весьма интригующий фильм албанского кино времен Энвера Ходжи. Несмотря на политическую направленность и определенную наивность, характерную для большинства творений кинематографа тоталитарных стран, 'Наша земля' вполне способна заинтересовать падкого к раритетам зрителя, а если отбросить и вовсе идеологию, то 'Наша земля' воспринимается как актуальный и ныне фильм о противостоянии индивидуализма массе и об очевидных последствиях этого.