Жанр | Боевик, Драма, Исторический |
Хронометраж | 2 ч. 13 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 16 сентября 1962 г. |
Страна | Япония |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Композитор |
|
-
Мисима Масао
Tango Inaba -
Накадай Тацуя
Hanshirô Tsugumo -
Танба Тэцуро
Hikokuro Omodaka -
Ishihama, Akira
Motome Chijiiwa - Iwashita, Shima
-
Nakatani, Ichirô
Hayato Yazaki -
Игава Хисаши
Retainer -
Томита Накадзиро
Katsuzô
Содержание
17 век, начало эпохи Эдо. В Японии мир, но многие кланы разорены, в результате чего тысячи самураев обречены на нищету, голод и унижение. Не избежал этой участи и старый воин Цугумо Хансиро. Будучи истинным самураем, он обращается к главе знатного клана Ии с последней просьбой - позволить ему достойно умереть, совершив ритуал харакири на глазах благородных самураев... Однако намерения Цугумо Хансиро не так просты: к воротам клана Ии его привел вовсе не кодекс самурая, а острое чувство несправедливости и желание отомстить за бесчеловечность и лицемерие знатных воинов.
Отзывы
-
GreenHedgehog
7 апреля 2018 г., 21:17Я не назвал бы себя фанатом старых японских фильмов. Но мне нравится их изредка смотреть, просто чтобы ощутить всю атмосферу, которой они переполнены. Во-первых, в этой атмосфере есть все, что в первую очередь соотносится с самураями – такое спокойствие и напряженность одновременно. Во-вторых, долгие планы, переходы от одной сцены к другой, в общем, все то, что связано с работой оператора. Вот взять этот фильм. Сцена с самурайской битвой на кладбище – она на самом деле шикарна. В ней нет никаких спецэффектов и акробатических трюков. Но количество эмоций, которые она содержит буквально зашкаливает.
Если говорить начистоту, то этот фильм бы вряд ли занял первое место в соревновании по динамике происходящего на экране. Все что здесь есть – это в основном общение. Но оцените хотя бы завязку сюжета. Самурай, потерявший хозяина, приходит в поместье другого самурайского клана, чтобы совершить там харакири. Ведь чем знатнее клан, тем более почетным считалось совершить харакири на его территории. Ну и заодно небольшой японский лайфхак – всегда была возможность, что вместо харакири просящему предложат либо деньги, либо место в клане. Многие эти пользовались. Поэтому члены клана не в восторге от этого посетителя. Явно видно, что он совершенно не собирается кончать жизнь самоубийством. А наоборот хочет получить деньги. Если деньги ему отдать, то вскоре тут отбоя не будет от подобных ронинов. Но пришелец заявляет, что ничего подобного – все, что ему нужно, это разрешение сделать харакири. Правда в качестве условия он просит, чтобы его кайсяку (помощником при этом обряде) стал определенный член этого клана. Правда именно этот самурай внезапно куда-то пропал. И вот пока его ищут, люди начинают рассказывают друг другу истории своей жизни.В общем, в этом фильме собрано все то, о чем люди обычно забывают, когда говорят о самураях. Да, катаны, доспехи, навыки обращения с оружием и всякие кодексы чести. Но на самом деле, все это гораздо глубже. Доблесть, самопожертвование, какая-то психология того беспощадного и жестокого времени. Вспороть себе живот на виду у всех ради цели, в которую веришь. Выстроить изящный план мести и исполнить его таким образом, чтобы нанести противнику максимальное оскорбление. Все три добродетели самурая связанные друг с другом – верность, справедливость, мужество. Создателям этого старого, черно-белого фильма удалось показать их все и во всей красе.
«Харакири», как и многие фильмы того времени достаточно длителен по времени – больше двух часов. Учитывая большое количество разговоров, можно сделать вывод, что он скучен. Разговоры, больше двух часов – какой может быть другой вывод? Ничего подобного. Смотрится он на одном дыхании. За всеми этими разговорами, и внезапными их поворотами буквально по заветам Хичкока, всего этого времени не замечаешь. Ты пытаешься понять, что же это за люди собрались здесь, в чем же их истинные причины. Как они связаны и что они будут делать дальше. Напряжение нарастает от довольно банального начала (путник у ворот) через интригу в середине к неожиданной, но неотвратимой развязке в конце.
А еще в этом фильме много символизма, много каких-то с первого взгляда не важных деталей. И местами приемы кажутся довольно прозрачными, но все они здесь исключительно к месту. Каждый штрих, каждый переход, свинцовые облака на небе, трава под ветром. Ну, каким бы банальным это сравнение не было, каждый кадр в фильме сродни хокку. Можно просто наслаждаться операторской работой старой школы, без всяких кувыркающихся камер. Простые, но идеально органичные углы съемок. Идеально играющие актеры. Прекрасный фильм, который я бы порекомендовал посмотреть всем тем, кому нравится Япония, кино и эпические истории о доблести и чести. Здесь все это содержится в концентрированном виде.
Подборки
-
1000 величайших фильмов
1016 фильмов
-
Экранизации японской литературы
344 фильма
-
Самураи
154 фильма
-
Лучшие фильмы по версии IMDb
250 фильмов
-
Классика Азии
31 фильм
-
Киноклассика
5 фильмов