Жанр | Драма, Исторический |
Хронометраж | 2 ч. 12 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | в России 1 июня 2013 г. |
Киностудия | Eurimages Council of Europe |
Страна | Беларусь, Германия, Финляндия, Россия |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
-
Максим Суханов
Nikolai Yevlakhov -
Леонид Мозговой
Majuri Gentsch - Анастасия Шевелёва
-
Константин Лопушанский
Режиссёр -
Андрей Сигле
Продюсер -
Димитрий Масс
Оператор - Järveläinen, Karin
-
Павел Финн
Сценарист
Содержание
Черно-белый фильм, события в котором происходят в Петрограде в начале 20-х годов прошлого века. История талантливого актёра, одержимого идеями Серебряного века, и в согласии с идеями символизма он готов прожить чужую жизнь, а точнее, сыграть ее словно роль. Актёр попадает в плен к красным и оказывается как две капли воды похож на красного командира, который собирается его расстрелять. После смерти командира артист решает сыграть роль погибшего, согласно новому театральному веянию — когда часть театральной общественности считала, что театр надо выводить в жизнь, на улицы, что театр должен слиться с жизнью.
Отзывы
-
Zatv
7 декабря 2014 г., 19:54Константин Лопушанский – один из немногих российских режиссеров, имеющих свой неповторимый «голос» и, несомненно, создающий авторское кино. Причем авторское – это не обязательно для узкого круга почитателей. «Письма мертвого человека», рассчитанные, отнюдь, не на массового зрителя, тем не менее, посмотрело 15 миллионов человек. Значит, все эти миллионы нашли в постапокалипсическом ужасе, наступившем после случайного запуска баллистической ракеты, что-то созвучное своему мироощущению. *** Фильм «Роль», снятый в 2013 году и последняя, на данный момент, работа Лопушанского, отсылает к спорам начала двадцатого века о сути и роли театра. Великие трансформации, вызванные промышленной революцией, крушением монархий, общественных сословий, войнами и революциями, на которых люди истреблялись в промышленных масштабах, не могли не отразиться на искусстве. Простое лицедейство на театральных подмостках стало казаться архаикой, не отражающей новые жизненные реалии. И все настойчивее звучит голос реформаторов, противопоставляющих системе Станиславского новые необычные театральные формы. Одним…
Читать дальшеКонстантин Лопушанский – один из немногих российских режиссеров, имеющих свой неповторимый «голос» и, несомненно, создающий авторское кино. Причем авторское – это не обязательно для узкого круга почитателей. «Письма мертвого человека», рассчитанные, отнюдь, не на массового зрителя, тем не менее, посмотрело 15 миллионов человек. Значит, все эти миллионы нашли в постапокалипсическом ужасе, наступившем после случайного запуска баллистической ракеты, что-то созвучное своему мироощущению.
***
Фильм «Роль», снятый в 2013 году и последняя, на данный момент, работа Лопушанского, отсылает к спорам начала двадцатого века о сути и роли театра. Великие трансформации, вызванные промышленной революцией, крушением монархий, общественных сословий, войнами и революциями, на которых люди истреблялись в промышленных масштабах, не могли не отразиться на искусстве. Простое лицедейство на театральных подмостках стало казаться архаикой, не отражающей новые жизненные реалии. И все настойчивее звучит голос реформаторов, противопоставляющих системе Станиславского новые необычные театральные формы. Одним из таких ярких реформаторов был Николай Евреинов – режиссер, драматург, актер, музыкант, художник – человек явно не обделенный талантами и, к слову, создатель «Привала комедиантов» и «Бродячей собаки» - знаковых мест Серебряного века. Он считал, что высшей формой театрального искусства должна быть «игра в жизнь», когда актер проживает (в прямом смысле этого слова) жизнь реального человека.
***
Гражданская война. Сибирь. Поезд с убегающими от революции мещанами и интеллигенцией захватывает бригада Игната Плотникова. Командир идет вдоль выстроенного ряда пассажиров и на глазок определяет белых офицеров, сразу же пуская их в расход. Пока его взгляд не упирается в человека как две капли воды похожего на него самого.
Действие переносится в Финляндию, где «двойник» оказывается известным актером, достигшим вершины своей славы. Но его все больше и больше захватывает мысль – сыграть в реальной жизни убитого на той станции Плотникова, так не решившегося отнять у него жизнь.
А далее на наших глазах происходит полное перевоплощение интеллигентного, живущего барской жизнью актера, в контуженного красного командира, приехавшего в Питер 20-х годов.
***
В этом черно-белом фильме множество подтекстов.
О заочной театральной полемике уже было сказано выше (в фильме главный герой в Питере даже недолго стоит перед афишей спектакля Евреинова).
Другой слой – исторический. Происходит полное погружение в атмосферу конца гражданской войны, когда народ всеми силами пытается выжить, приспосабливаясь к новой власти. Когда смерть подстерегает за каждым углом, и даже матерый контрабандист предпочитает застрелиться, чем попасть в руки ЧК.
Третий слой я назвал бы буддистским. Путь главного героя в чем-то созвучен восьмеричному пути, когда концом самой главной сыгранной роли может быть только реальная смерть.
А есть еще, наверное, и четвертый, и пятый… Это глубоко «личный» фильм, ведущий с каждым свой персональный разговор.
***
Вердикт: посмотреть хотя бы один раз.Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм - напиши рецензию!». Тур 5.
-
shurup13
6 ноября 2017 г., 13:44Мое знакомство с режиссером Лопушанским прошло успешно.
Фильм, где зима тоже имеет свою роль. Она запорашивает воспоминания о прошлом.Она сопровождает в настоящем. И провожает нашего актера...
Практически театральная постановка, но подмостками служит не сцена, а город. Мы следим за полным перевоплощением в Плотникова. Но не только перевоплощение показывает нам фильм. Мы еще и гуляем по Ленинграду 20-х годов. Как и герой, мы в недоумении смотрим на то что нас окружает. Как меняются люди, даже те кого знал. Или думал, что знал.
Фильм тоскливый. Но другим его невозможно представить. -
Maple81
24 октября 2017 г., 23:43Пишу рецензию, раздираемая противоречивыми чувствами. С одной стороны, мне совсем не хотелось смотреть этот фильм, я пожалела, что не взяла что-то более оптимистичное. Опять пришлось окунаться в разруху послевоенного мира, терпеть жестокости гражданской войны. С другой - это действительно качественный стоящий фильм, отличная идея и реализация. Если коротко, то талантливый русский артист (чем-то напоминал Шаляпина), специально выбранная прическа, ухоженная растительность на лице, шуба на плечах. Нет, он не был одет роскошно, на это у него уже как раз не было денег, но он так выглядел: фрак, лакированные ботинки, все это сидело естественно на нем. Жена - красавица-иностранка, и он уже не в России. Живи да радуйся. Но он был РУССКИМ артистом, и мечтал о своей гениальной роли. И все время вспоминал один момент в своей жизни, небольшую станцию, где уже хозяйничали красные, расстреливая офицеров, да и вообще дворян. И где встретились красный офицер и этот актер, невероятное совпадение, они оказались похожи друг на друга как две капли воды. Что же из того? То время миновало, к счастью,…
Читать дальшеПишу рецензию, раздираемая противоречивыми чувствами. С одной стороны, мне совсем не хотелось смотреть этот фильм, я пожалела, что не взяла что-то более оптимистичное. Опять пришлось окунаться в разруху послевоенного мира, терпеть жестокости гражданской войны. С другой - это действительно качественный стоящий фильм, отличная идея и реализация.
Если коротко, то талантливый русский артист (чем-то напоминал Шаляпина), специально выбранная прическа, ухоженная растительность на лице, шуба на плечах. Нет, он не был одет роскошно, на это у него уже как раз не было денег, но он так выглядел: фрак, лакированные ботинки, все это сидело естественно на нем. Жена - красавица-иностранка, и он уже не в России. Живи да радуйся. Но он был РУССКИМ артистом, и мечтал о своей гениальной роли. И все время вспоминал один момент в своей жизни, небольшую станцию, где уже хозяйничали красные, расстреливая офицеров, да и вообще дворян. И где встретились красный офицер и этот актер, невероятное совпадение, они оказались похожи друг на друга как две капли воды. Что же из того? То время миновало, к счастью, ему удалось уцелеть. Но этот двойник бередит память, ведь это же невероятный шанс, сыграть вживую, по-настоящему, перевоплотиться в совершенно другого, чужого по духу человека. Это становится манией, навязчивой идеей, целью жизни. Ради этой роли не жаль ничего, можно погибнуть, и даже правильнее будет погибнуть, ведь такую игру нельзя бросать на середине, ее надо довести до конца, до логического конца! -
Eiren_B
7 ноября 2017 г., 23:08Черно-белый, холодный, пронзительный, атмосферный и очень русский фильм. Творческая профессия тяжелое бремя. Судьба актера, так сильно зависящая от ролей, которые посчастливится или не удастся сыграть. Жизнь в ожидании той единственной лучшей роли, на которую способен. А если ее не случится? 20-е годы 20 века, становление Советской России, казалось бы не лучшее время для творческих амбиций. В первую очередь ты человек, гонимый страхом, жизнь и холодные поезда сходят с накатанной колеи, впереди только неизвестность. Но актерское призвание не уступает инстинкту самосохранения. И, на счастье или на беду, приходит случай. Командир красной армии, заранее приняв решение, на кону которого судьбы и исход которого расстрел, обходит обреченный строй арестованных. Два человека по разную сторону баррикад смотрят друг на друга как в зеркало, а в отражении - лицо классового врага, как две капли воды похожее на свое собственное. Вот ты на одной, карающей стороне, а вот представь, что это ты сам стоишь по другую и ждешь своей участи. Чудом спасшийся Евлаков не нашел покоя на новом месте,…
Читать дальшеЧерно-белый, холодный, пронзительный, атмосферный и очень русский фильм.
Творческая профессия тяжелое бремя. Судьба актера, так сильно зависящая от ролей, которые посчастливится или не удастся сыграть.
Жизнь в ожидании той единственной лучшей роли, на которую способен. А если ее не случится?
20-е годы 20 века, становление Советской России, казалось бы не лучшее время для творческих амбиций. В первую очередь ты человек, гонимый страхом, жизнь и холодные поезда сходят с накатанной колеи, впереди только неизвестность. Но актерское призвание не уступает инстинкту самосохранения. И, на счастье или на беду, приходит случай.
Командир красной армии, заранее приняв решение, на кону которого судьбы и исход которого расстрел, обходит обреченный строй арестованных.
Два человека по разную сторону баррикад смотрят друг на друга как в зеркало, а в отражении - лицо классового врага, как две капли воды похожее на свое собственное. Вот ты на одной, карающей стороне, а вот представь, что это ты сам стоишь по другую и ждешь своей участи.
Чудом спасшийся Евлаков не нашел покоя на новом месте, душу изводит память.
Вот она Роль всей его жизни, финал которой щемяще предсказуем.
Подборки
-
Лучшие сценарии XXI века
909 фильмов
-
Творческие профессии
805 фильмов
-
Афиша. Лучшие русские фильмы
151 фильм
-
Фильмы о революции 1917 года и гражданской войне в России
171 фильм
-
Чёрно-белые фильмы, снятые в XXI веке
247 фильмов