Жанр | Биография, Драма, Исторический |
Общая продолжительность | 3 ч. 20 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 23 апреля 1945 г. (В России — 30 декабря 1944 г.) |
Киностудия | Мосфильм, «Казахфильм» имени Шакена Айманова |
Страна | СССР |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
Альтернативные названия | Ivan Groznyy, Ivan Groznyy. Skaz vtoroy: Boyarskiy zagovor, Boyarsky zagovor, Ivan the Terrible. Part 2, 'The Boyars' Plot', The Boyars' Plot, Ivan the Terrible, Part II: The Boyars' Plot, Ivan the Terrible, Part Two, Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор, Ivan Grozniy, Ivan the Terrible, Part I, Ivan the Terrible, Part One |
-
Николай Черкасов
Иван Грозный -
Андрей Абрикосов
Boyar Fyodor Kolychev - Ной Авалиани
- Владимир Балашов
-
Серафима Бирман
Boyarina Efrosinia Staritskaya -
Амвросий Бучма
Czar's Guard Aleksei Basmanov - Георгий Вицин
- Ада Войцик
Содержание
Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.
Фильм восстановлен на «Мосфильме» в 1987 году.
Отзывы
-
hottary
20 мая 2022 г., 10:57Фильм, конечно, впечатляет. Такие мощные исторические личности на экране. Молодцы создатели, что напомнили исторические события, хотя в мелочах кое-где погрешили. Это я про измену Курбского.
Если вспомнить, что снимался фильм во время войны, то нельзя не удивиться костюмам и декорациям, создающим впечатление богатого царского дворца.
Центральная фигура – царь Иоанн Васильевич, который уже с 3 лет был царем. Начинается фильм с его вступления в должность царя в 16 лет. И сразу он заявляет о своем желании расширить русские территории за счет соседей, выйти к Черному морю и перечисляет, кто и чем должен ему в этом помочь. Его основное желание – объединить разрозненные княжества в одно государство и, естественно, самому его возглавить. Таким образом, в один момент царь нажил себе кучу врагов. Например, бояре, лишенные некоторых своих прав, или церковь, которую обязали помогать, если не воинами, то деньгами.
Эйзенштейн , конечно, очень талантливый режиссер, и, находясь между своим творческим талантом и политическим режимом культа личности Сталина, сумел создать мощный интересный фильм. Недаром этот фильм входит в список «1001 фильм…», где совсем мало советских и русских фильмов.
Картина частично отреставрирована и частично разукрашена, что для меня вносит диссонанс в восприятие.
Или совсем не надо делать или делать полностью, но это уже не претензии к фильму, а к чиновникам от кинематографа. Не очень понравилось излишнее переигрывание лицом актеров, эти запрокинутые головы и округлившиеся глаза.
А вот оператору – просто браво. Такие впечатляющие и потрясающие кадры сделаны. Особенно нависающая фигура царя над змейкой людей , совершающих крестный ход или его игра с тенями на стенах. Танец опричников с младшим Басмановым - отдельный шикарный номер. Не очень я поверила в страдания такого жестокого и сильного царя от одиночества. Знаю, что фильм заказал сам Сталин и хотел, чтоб в Иване Грозном народ увидел его самого. Я не увидела.
А фильм, конечно, сделан шедеврально с учетом исторического момента.
Советую любителям русской истории и советского классического кинематографа.
Подборки
-
1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь
991 фильм
-
1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь
991 фильм
-
Фильмы-биографии
1830 фильмов
-
Фильмы-биографии
1830 фильмов
-
1000 величайших фильмов
1016 фильмов
-
1000 величайших фильмов
1016 фильмов