Жанр | Драма |
Хронометраж | 2 ч. 12 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 1 февраля 1987 г. |
Страна | Германия, Франция |
Сценарий |
|
Оператор |
|
-
Говард Вернон
Hermokrates - Baratta, Martina
-
Rauch, Andreas
Empedokles -
Жан-Мари Штрауб
Режиссёр -
Даниэль Юйе
Режиссёр -
Ренато Берта
Оператор -
Esser, Manfred
Die drei Sklaven -
Hecker, Federico
Die drei bürger
Содержание
Согласно легенде, ок.430 г. до н.э. философ Эмпедокл бросается в жерло вулкана Этна. В 1799 г. немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин по "мотивам" жизни Эмпедокла пишет поэму "Смерть Эмпедокла", оставшейся неоконченной. В 1986 году немецкий режиссер Ж.-М.Штрауб снимает фильм по одноименной поэме Гёльдерлина.
В фильме (как и в поэме) Эмпедокл предстает человеком, дистанцирующимся от всякого вписывания в социальный порядок, - эдакий концептуальный персонаж "линий ускользания". Союз довольно аскетичной киноэсетики Штрауба (вынуждающей некоторых говорить, что Штрауб - это антикино) с такой же аскетичной (с точки зрения внешнего действия) стилистикой поэмы Гёльдерлина обернулся доовльно мощным концептуальным произведением, в котором голоса с их интонациями и пейзажами становятся полноценными героями фильма; экстенсивность действия замещается интенсивностью переживания - героев и зрителя. Интенсивность же отсылает скорее ко времени (переживанию), чем к пространству (действию); фильм Штрауба - ещё один из тех немногих, в котором временные элементы кинообраза берут верх над пространственными элементами.