Обсуждение фильма "Осенняя соната"

Обсуждение фильма "Осенняя соната"

картинка Chagrin

Осенняя соната (швед. Höstsonaten) — художественный фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.


В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…». Голливудская звезда и однофамилица (не родственница) режиссёра Ингрид Бергман никогда прежде не работала с великим режиссёром (фильм «Осенняя соната» стал одним из её последних фильмов). Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в фильмах Бергмана (вплоть до «Сарабанды»).

В своём фильме Бергман исследует тему взаимного непонимания родных. В «Картинах» он пишет: «В конце концов дочь рожает мать <…> Мысль о том, что Хелена <в окончательном варианте — Эва> рожает мать, довольно путаная, и, к сожалению, я её отбросил. Ведь персонажи следуют собственной логике. Раньше я пытался их обуздать и наставить, но с годами поумнел и научился разрешать им вести себя, как им захочется. Это привело к тому, что ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки». Любить и прощать в фильме умеют лишь страдающие, слабые люди.

Награды
1979 — Премия «Давид ди Донателло»
Лучшая зарубежная актриса — поделили Ингрид Бергман и Лив Ульман

1979 — Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм

1978 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Ингрид Бергман
Лучший режиссер — Ингмар Бергман
Лучший зарубежный фильм

Делимся впечатлениями о фильме. Вопросы пока не знаю, какие задавать, потому что сама не успела его еще посмотреть. Но, я думаю, вы найдете вопросы друг для друга, уверена, что какие-то вопросы точно возникли)

Ветка комментариев

Написать комментарий
  • 

    Фильм очень хороший, переживательный, мне очень понравился. Как уже было замечено выше, мне он тоже напомнил "Персону". Мне кажется, люди искусства не должны заводить семью, детей, они слишком поглощены собой, своим творчеством, своими чувствами, все они по большому счету эгоистичны, им нет дела до других людей, поэтому дети таких людей всегда в какой-то мере будут чувствовать себя заброшенными и несчастными (даже если родители и любят их). Ну а в данном случае, положение осложняется еще и тем, что Шарлотта не любит своих детей. И мне вообще непонятно, зачем она их заводила. Только потому что "все так делают" или муж настоял? Но дети ей были не нужны. Я сочувствую ее дочерям, особенно младшей, Хелене. Бросить больного ребенка, годами не желать его видеть, испугаться, что ее дочь неожиданно оказалась в этом же доме - это просто выше моего понимания, верх эгоистичности. Правда, я не совсем поняла и Эву, почему она обвиняла мать в том, что Хелена больна? По-моему, это уже слишком, уж в данном случае мать не виновата, как мне кажется. Очень сильные эмоции вызывает сцена бурного выяснения отношений матери и дочери. И хотя я в какой-то мере понимаю дочь, мне все-таки кажется, что нельзя так набрасываться на свою мать, уже пожилого человека. Надо все-таки уметь прощать своих родителей, какие бы они не были. Хорошо, что в конце фильма героиня написала такое "покаянное" письмо своей матери, хотя я не уверена, что ее мать оценит это. Она по-прежнему будет редко навещать дочерей, не потому что она "занята" своей карьерой, творчеством, а потому, что ей просто не хочется, потому что она их не любит. И тут уж ничего не поделаешь. Нельзя внезапно открыть в себе любовь к дочери и стать ей близкой, когда всю жизнь отстраняла ее от себя. Дочь фактически чуждый для нее человек. Неудивительно, что она избегает встреч с ней.

  • Я сначала сама написала, а потом тебя прочитала. Я написала почти то же самое:)

    Правда, я не совсем поняла и Эву, почему она обвиняла мать в том, что Хелена больна?

    Думаю, что это из-за Леонардо (или как там его зовут, очередного мужика Шарлотты?) Эва считала, что у Хелены обострение болезни из-за него произошло, а его ведь Шарлотта привезла и настаивала на их общении. Как-то так...

  • Ага, мы почти одновременно написали)

    а его ведь Шарлотта привезла и настаивала на их общении


    Ну не знаю... К ним ведь и гости какие-то приходили. А что, если бы Хелена в кого-нибудь из гостей влюбилась? Опять бы мать обвинили, что она гостей пригласила? В общем, мне кажется, тут Эва уже перегибает палку.

  • Да, этот момент не очень понятный.

  • Перегибает. Я вообще считаю, что взрослой замужней женщине уже как бы стыдно сваливать все свои беды на мать. Да, родители становятся источниками наших комплексов на долгие годы, но елки-палки, разберись в себе, исправься, борись с призраками прошлого. Я порой тоже, бывает, предъявляю родителям претензии на эту тему (у меня, правда, противоположный случай - скорее гиперопека), но потом тааак стыдно становится: взрослая тетка ведь уже, работай над собой, черт побери. И работаю. Я много чего уже поборола. Хотя есть и непоборимые, наверное, вещи. Поэтому я, наверное, не на стороне Эвы. Мне стыдно узнавать в ней себя, я бегу от себя в ней. Она показывает, как не стоит делать.