Обсуждение фильма "Лестница Иакова"
«Лестница Иакова» (англ. Jacob's Ladder, также известен как «Лестница Джейкоба» и «Лестница Якова») — мистический триллер режиссёра Эдриана Лайна по сценарию Брюса Джоэла Рубина.
Описываемый в фильме наркотик «Лестница» имел реальный прототип — хинуклидил-3-бензилат (BZ), психохимическое боевое отравляющее вещество (делириант), действительно использовавшееся армией США c 1962 по 1989 годы. Накопленных США запасов BZ достаточно, чтобы 50 раз вызвать психоз у всего населения Земли; BZ на своем вооружении имели и другие страны, в том числе СССР и Югославия. В конце фильма показывается сообщение, что якобы во время войны во Вьетнаме над солдатами специальных частей действительно ставились эксперименты с применением BZ с целью повысить их агрессивность; тем не менее, это заявление ничем не подкреплено.
Действительная картина отравления BZ в части его действия на центральную нервную систему частично напоминает действие «Лестницы» в фильме. У поражённого проявляется атропиновый делирий — ухудшается координация движений, затрудняется речь, появляются устрашающие зрительные галлюцинации, появляется тревога, бессонница, растёт агрессивность. При этом тяжёлые стадии психоза перемежаются «светлыми» промежутками, когда поражённый может воспринимать окружающий мир относительно ясно и адекватно отвечать на вопросы.
Само название «Лестница» носит двоякий смысл. Персонаж фильма Майкл Ньюман, рассказывая о разработанном им наркотике, объясняет его так: действие «Лестница» — «быстрый спуск прямо по лестнице, прямо к первобытному страху, прямо к животной ярости», где под лестницей понимается эволюционная лестница. Тем не менее, вкупе с именем главного героя — Джейкоб (Иаков) название «Лестницы» служит отсылкой к библейской лестнице Иакова, явленной патриарху Иакову во сне и связывающей землю и небо. Похожая символическая лестница, по которой герой уже не нисходит «до зверя», а восходит к свету, появляется в финальной сцене фильма.
Неявные ссылки на библейские темы в фильме лестницей Иакова не исчерпываются. Обыграна известная история Сары и Иезавели (в фильме — Изабель). Младшего сына Иакова, ведущего его вверх по лестнице в конце картины, зовут Гейб — Габриэль (архангел Гавриил).
В фильме для придания «монстрам» из галлюцинаций Джейкоба особо пугающих, отталкивающих образов режиссёром Эдрианом Лайном был применён весьма необычный приём, ставший в жанре боди-хоррор классическим. Актёр, игравший «монстра», ритмично покачивал головой, эти движения снимались в замедленной съёмке. При воспроизведении отснятых кадров с обычной скоростью возникал эффект исключительно своеобразной судорожной нечеловеческой «трясучки», напоминающей некий чудовищный припадок.
Этот приём был воспроизведён в фильмах «Отзвуки эха», «Дом Ночных Призраков» (1999), «Звонок» (2002), «Олдбой», «Травма», «Призрак дома на холме» (1999), «Шоссе в никуда» (1997), «Заблудшие души», «Ужас Амитивилля» (2005), «Остин Пауэрс: Международный человек-загадка», «Смерти Яна Стоуна», «Зеркала», «Пила V»; телесериалах «Сверхъестественное» и «Секретные материалы»; видеоклипах «Stupify» Disturbed, «Papercut» Linkin Park, «Payback» Flaw, версии «Personal Jesus» Мэрилина Мэнсона, «UHF» «Странного Эла» Янковича, «Train of Consequences» Megadeth, «Lift» Poets of the Fall, «Sober» Tool и «Augen auf» Oomph!.
Кроме того, тот же прием используется в компьютерной игре Thief: Deadly Shadows и всех играх серии Silent Hill, начиная со второй (однако в фильме «Сайлент Хилл» он не появляется).
Концовка
Джейкоб Сингер погиб на войне во Вьетнаме, а все события его дальнейшей жизни — его предсмертные грезы и попытка удержаться за жизнь, попытка, которая порождает его галлюцинации и его демонов. Как и сказал Луис — как только Джейкоб со всем смирился, его демоны перестали ему являться, они превратились в ангелов, которые в образе его погибшего сына Гейба отвели Джейкоба по лестнице в рай, по библейской лестнице Иакова.
Понравился ли вам фильм? Было ли страшно? Какие догадки вас посещали во время просмотра фильма? Какие моменты произвели наибольшее впечатление?
Комментарии
Написать комментарий-
Мне фильм понравился. Каждый раз говорю (и искренне думаю), что не люблю триллеры, но каждый раз их смотрю и они мне нравятся. Наверное, стоит признать, что я их все-таки люблю))
Этот триллер не простой и по ходу просмотра возникает очень вопросов и предположений... Но, в конце концов ни одно из предположений не оказывается верным)
Самым страшным и неприятным моментом для меня был момент, когда Джейкоба катят по больнице на тележки) Жутко и да, на самом деле вспоминается Сейлент Хилл (прочитала, что они чуть ли не целиком этот кусок вставили к игру). И мужик, трясущий головой -- просто жуть) Сейчас этот прием уже избит, но все равно мурашки по телу от него.Мне очень понравилась концовка. Я весь фильм думала: зачем в фильм вплели умершего сына? Все казалось, что он совершенно лишний там, но в конце все встало на свои места -- он просто выполнил роль ангела, который проводил Джейкоба по лестнице наверх. Так же непонятна была роль костоправа, пока, опять же, он не дал совет и Джекоб этому совету последовал и перестал цепляться за жизнь и отпустил своих демонов.
Сейчас-то мы избалованы всякими ужастиками и триллерами, но представляю, какое впечатление он производил в 1990 году, 25 (!) лет назад.
-
Сейчас-то мы избалованы всякими ужастиками и триллерами, но представляю, какое впечатление он производил в 1990 году, 25 (!) лет назад.
Я как раз познакомилась с Тимом Роббинсом в то время благодаря этому фильму, он еще в ранних фильмах был обаятельным очкариком, а потом просто обаятельным:o) А фильм мне жутким тогда показался, в то время ж всякие драчки и полицейские академии были. С тех пор не пересматривала, чето стремно:o)
-
Фильм понравился, но я не поняла до конца, что хотел сказать режиссёр. Есть ли в фильме какой-то практический смысл, раз уж частично затронуты события, происходившие в реальности, да еще и библейские? Или это был просто жутковатый триллерок? А может фантазия на тему того, что нас всех ждёт в момент агонии?
Догадки по ходу дела меня никакие не посещали. Страшно не было, но было жутко, когда всякие окровавленные части тела в коридоре под колёсами каталки...
Запомнилась сцена, когда цыганка сказала герою: "Тебя здесь быть не должно. Ты уже давно умер". Эти слова, конечно, обнадёживают, когда не знаешь концовки фильма. -
Мне кажется, главный посыл -- "Не надо держаться за свою жизнь". Пришло время умереть -- отпусти все и уйди в покое и мире. Но, по большому счету, много ли триллеров имеют какой-то определенный смысл?)
-
А я так поняла, что посыл такой: перед смертью простить, отпустить ситуацию, не мучиться из-за того, что так произошло (он же видел, что его "свой" убил), успокоиться, "отпустить демонов" - тогда получится попасть в рай. Хотя, с другой стороны, главный герой в своих предсмертных муках ищет ответ и он ему является, нечто вроде откровения. Я так поняла, что его друзья, которые "сдались", не искали ответа, все попали в ад (недаром повторяется постоянно "мы скатываемся в ад", "мы видим демонов"), не боролись за жизнь. А он искал перед смертью ответа - и был вознагражден. А потом успокоился, перестал мучиться и умер. Короче, какая-то чехарда в голове у меня)
-
Мне понравилось, но смысл до конца в голове не улегся) Страшно не было, здесь больше упор на драму, чем на ужасы. Ну а триллеры я всегда люблю посмотреть.