Обсуждение фильма "Стыд"

Обсуждение фильма "Стыд"

картинка Chagrin

Стыд (швед. Skammen; англ. Shame) — чёрно-белый антивоенный художественный фильм, снятый известным шведским режиссёром Ингмаром Бергманом по своему же сценарию.

Сам Бергман рассказывает о своем фильме следующее: "Первоначальным фоном фильма "Стыд" был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована... я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм

Можно сказать, что фильм построен на двух снах. Он начинается со сна Яна о мирной работе в оркестре и заканчивается сном Евы об утраченной любви. Как раз в середине фильма Ева сидит и говорит, что это приснилось кому-то. "О, как ему будет стыдно, когда он проснется!".

Награды
1969 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Лив Ульман
1970 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучший зарубежный фильм

Какое впечатление на вас оказал фильм? Какое отношение вызвали актеры? В чем, по-вашему, заключается смысл названия фильма?

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Фильм понравился не очень, показался каким-то чересчур уж абстрактным и оставил много вопросов. С самого начала мне не совсем было ясно, что это за война там в Швеции идет. Вот прочитала в заглавном посте, что якобы это фашисты оккупировали Швецию. То есть это получается, Швеция была уже оккупирована, когда герои жили на острове? А кто тогда "освободители" (эти парашютисты), тоже, что ли, "фашисты"? Иначе почему эти "освободители" перестреляли всех мирных жителей в округе и Еву под дулом пистолета заставили говорить в эту камеру? Непонятно... "Фашисты" с "фашистами" воюют?.. Далее, метаморфоза Яна показалась мне слишком уж резкой. По замыслу Бергмана как бы выходит, что человек настолько труслив, в нем настолько силен инстинкт самосохранения, что он будет вести себя подобно Яну, так? Но как мне кажется, по логике фильма, если бы Ян следовал инстинкту самосохранения, то сразу же отдал бы деньги этим "партизанам" (или кто там это был?), а не скрывал их, рискуя жизнью. Это уже подлость, а не трусость, как мне кажется. И что, получается, он же из трусости убил этого Якоби? Как будто не мог отказаться, иначе его самого бы убили? Но в фильме ему вроде бы и не угрожали, просто дали пистолет. А того солдата за что прикончил? Из-за ботинок или места на лодке? Это же тоже не трусость, а самая настоящая подлость. Неоправданная подлость. Еще я не поняла, почему там один мужик с лодки спрыгнул? Просто решил покончить жизнь самоубийством? И с чего бы это?? Еву тоже я не совсем поняла. То она такая прямо храбрая, самостоятельная, а то вдруг сразу же какая-то безвольная стала после убийства Якоби. И с мужем осталась, и солдата этого не помешала убить. То ли она боялась мужа, то ли любила его еще... Непонятно. В общем, вопросов много, и фильм показался мне не слишком логичным... Хотя актеры хорошо играли, мне понравилось. Смысл названия фильма - ну, наверное, в том, как вел себя Ян (да и Ева тоже), во что они превратились, такие интеллигентные, казалось бы, люди.

  • Буду по-порядку идти по твоему отзыву, чтобы ничего не пропустить)
    Мне фильм понравился и не показался каким-то абстрактным. Он мне показался очень-очень страшным.
    Мне кажется, что не важно, что именно за война идет, потому что все войны, по сути, одинаковы. Наверное, именно поэтому в фильме нет фашисткой атрибутики, которую они так сильно любили. Есть фашисты, которые с помощью страха и власти терроризируют людей. Есть освободители, которые, я так и не поняла тоже почему, убили кучу мирных жителей. Возможно, это для того, чтобы показать, что война алогична и чудовищна.
    Метаморфоза Яна мне показалась тоже вполне логичной и она же -- цель всей картины, как раз то "из труса в храбреца", о котором писал Бергман. Первая причина, по которой Ян не отдал деньги, я думаю, таким образом он хотел отомстить Якоби за то, что он переспал с Эвой. Он понимал, что если он не отдаст деньги, то того убьют. Вторая -- возможно, их действительно могли убить, как сторонников старого режима. Хотя тут, мне кажется, мог бы помешать Филипп, их "друг". Убить Якоби ему тоже пришлось, когда тебя окружают люди с ружьями и требуют что-то, тут уж лучше делать то, что они требуют.
    Пока он в него стрелял, он еще был трусом. Это (для меня) был самый страшный момент в фильме, ползущий раненный Якоби и трясущийся Ян, который вздрагивает от каждого выстрела и никак не может его толком добить. А Ярость, мне кажется, проснулась потом, когда он осознал все то, что произошло. И чувства к Эве у него все умерли, поэтому он и бил ее так спокойно, и не разговаривал с ней толком. А Эва, привыкшая к тому, что он нежный, восприимчивый к ее слезам, увидела, как он превратился в такого жесткого и беспринципного человека испугалась. Потому что того она знала, а этого не знает и не знает, чего от него ожидать.
    Солдатика он убил тоже по нескольким причинам, наверное. 1) чтобы занять его место в лодке. 2) Если бы кто-нибудь узнал, что он у них был, им бы тоже могло попасть, потому что он дезертир. Ну и остальное уже второстепенное (еда, ботинки, оружие).
    Почему утонул мужик? Я тоже думала об этом) Я так поняла, что у них заглох мотор и, может быть, он, предчувствуя голодную смерть, решил сам утопиться? В общем, у меня только такое подозрение возникло, но для меня это тоже загадка.
    По поводу названия: было бы логично назвать этот фильм "Страх", конечно. Но картина называется "Стыд", наверное потому что это как раз то чувство, которое отсутсвует у всех, у всех этих солдат, у Якоби и Яна и даже у Эвы, отдавшейся за деньги. Все это сон -- это война, все эти кошмары и перевоплощения. Но война закончится и людям станет стыдно.

    Вот как-то так.
    А актеры, действительно, играют потрясающе, особенно Лив Ульман.

  • Солдатика он убил тоже по нескольким причинам, наверное. 1) чтобы занять его место в лодке. 2) Если бы кто-нибудь узнал, что он у них был, им бы тоже могло попасть, потому что он дезертир. Ну и остальное уже второстепенное (еда, ботинки, оружие).



    На самом деле, для меня это всё не причины, вернее они вторичны. Это просто неоправданная жестокость, абсолютно беспричинная. Причин нет, я их не увидела. Это просто перерождение Яна, которое уже произошло к тому времени. Это, наверное, и хотел показать Бергман.
    Насчет Страха я с тобой согласна. Да, страх. Как себя поведёт человек в экстремальной ситуации, заранее нельзя сказать.

  • Ну да, может просто дал выход своей ярости. Убил, потому что мог.

  • Это просто неоправданная жестокость, абсолютно беспричинная. Причин нет, я их не увидела.


    Вот и мне так кажется. Какое-то странное превращение. Неужели достаточно было одного убийства, совершенного из-за трусости, и ему это так понравилось, что он уже стал сам проявлять инициативу? Я вообще-то, скорее, ожидала, что он будет испытывать какие-то мучения из-за убитого Якоби, но нет, наоборот. Как будто так и надо. Совершенно, казалось бы, неприспособленный к жизни (к выживанию) Ян вдруг проявляет такую расчетливость и жестокость.

  • А может, у него уже была червоточина, просто негде было выявить её. А в таких условиях сразу видно кто сколько стоит.
    Это вот как я недавно прочитала у Моэма в Покорителе Африки. Там один юнец в силу обстоятельств вынужден был уехать в Африку на некоторое время. Ну, и там показал себя во всей красе. А его спутник рассуждает, что если бы тот сюда не приехал, а продолжал жить в Англии, то так бы и прожил всю жизнь добропорядочным гражданином и никто бы никогда не узнал, какое он дерьмо на самом деле.

  • Мне фильм понравился и не показался каким-то абстрактным. Он мне показался очень-очень страшным.


    Абстрактным в плане войны, вот это я имела в виду. То, что это какая-то гипотетическая, непонятная война. А так, да, согласна, страшный фильм.

  • С этим фильмом без бутылки не разберёшься.

    То есть это получается, Швеция была уже оккупирована, когда герои жили на острове?


    Нет, якобы оккупация была, когда десант высадился, и Еву заставили говорить на камеру.
    А потом вроде вернулись условно "наши" и Еве попало за якобы предательство.
    Хотя потом мне непонятно, кто это были, которые разгромили их дом?

    И что, получается, он же из трусости убил этого Якоби? Как будто не мог отказаться, иначе его самого бы убили?


    Мог, но думаю, что его в таком случае убили бы, фильм даёт основание думать так. А когда он здесь сделал свой выбор, дальше уже что удивляться, когда он парнишку убил. Трудно только первый раз, да и то не для всех.

    Еще я не поняла, почему там один мужик с лодки спрыгнул?


    С этим мужиком я тоже ничего не поняла. Я думала сначала, что он со всех деньги собрал и теперь хочет с этими деньгами смыться, а эти в лодке пусть подыхают. Но куда он делся-то тогда, ему же как-то добраться надо куда-то. Не понятно совсем с этим мужиком.

    То она такая прямо храбрая, самостоятельная, а то вдруг сразу же какая-то безвольная стала после убийства Якоби.


    Он когда трус был, она его презирала, а когда зверем стал, то сразу зауважала. Но это я не сама придумала. После всех непоняток полезла в сеть и почитала. Там есть такое объяснение.

  • Нет, якобы оккупация была, когда десант высадился, и Еву заставили говорить на камеру.
    А потом вроде вернулись условно "наши" и Еве попало за якобы предательство.
    Хотя потом мне непонятно, кто это были, которые разгромили их дом?


    Да, а мне наоборот все показалось)

    Еще этот момент меня на это надоумил:
    картинка Chagrin
    картинка Chagrin

    Да и те в "интервью" спрашивали про "режим", вот я и подумала, что они про фашистов. Потому что зачем фашистам спрашивать про режим? Про королевскую семью?)

  • Ладно, будем считать, что у них гражданская война:) Тем более, они же на одном языке говорили.

  • Я тоже думала об одном языке, но мне вот кажется, что Бергман не задавался целью вторую мировую показать конкретно. Он просто показал одних, которые оккупировали и вторых, которые освобождают.

  • Я тоже подумала про "гражданскую войну")

  • Вы тут так хорошо уже всё обсудили, пока я домой вернулся))). Я полностью согласен с пониманием спорных и непонятных моментов Chagrin .

    Фильм не понравился мне настолько же сильно, как предыдущие, просмотренные у Бергмана. Но, в принципе, 8/10. Страха я вообще не испытывал, круто, что его переименовали в "Стыд". Сначала герои могли с чистой совестью укорить оккупантов и освободителей (коих я вижу весьма условными, и не вижу в них ни фашистов, ни ещё кого-то, просто абстрактная война, которая на забытом острове приобрела местные масштабы) и сказать, что тому, кому это снится, будет стыдно после пробуждения. А к концу фильма уже можно было стыдиться им... столько наделали лишнего... Ян скрыл деньги в отместку Якоби за жену, а убил его, потому что понимал, что если не убьет - убьют их. Но вот деньги и правда могли спасти, пусть не Якоби, но хотя бы лично его стрелять не пришлось бы, и, возможно, дом бы не сожгли, только что-то нужное забрали бы. Лишившись дома, убив человека, Ян лишился себя прежнего, полностью ожесточился. И Ева тоже изменилась вслед за мужем. Она прямо материнский инстинкт на миг испытала с тем солдатиком, а Ян убил его за место в лодке и жене сказал, что "за новые ботинки", чтобы она ещё больше его возненавидела, чтобы сделать ей ещё неприятнее, мне кажется, так. Почему выкинулся мужик из лодки? Да они либо заблудились, либо кончилось топливо и припасы... А, возможно, и то, и то, потому что за несколько дней постоянной гребли куда-то доплыть могли. Они, по ходу, реально не знали куда грести... Получается, фильм с открытым финалом - или их случайно нашли и спасли тоже случайно, ведь море времён войны не бывает пустым, или они там все постепенно умерли от голода и жажды. Как думаете, что случилось? Хотя это особо неважно, Бергман явно сделал главными героями не людей, а войну, показывая, как она стирает всё человеческое/человечное, что есть или было, стирает неумолимо, безжалостно и весьма сухо.