Обладатель 'Золотого Георгия' ММКФ-2006, фильм 'О Саре' 2005 года стал второй по счету и самой, пожалуй, заметной киноработой шведского режиссера иранского происхождения Карима Отмана. Центром сюжетного и философского мироздания ленты, главным воплощением авторского замысла является Сара, героиня финской актрисы Линды Зиллиакус - персонаж крайне неоднозначный и отнюдь не являющийся положительным. В трех равноценных по содержанию и драматическому накалу и насыщенности главах фильма, которые вмещают в себя десятилетний период жизни главной героини, в трех главах, именуемых 'О поисках дома', 'О поисках приюта' и 'О поисках любви' зритель может наблюдать постепенную духовную и личностную трансформацию персонажа Линды Зиллиакус, ее превращение из 20-летней инфантильной и импульсивной девушки в опытную женщину с крайне рациональным складом ума. С самого начала и почти до самого финала Сара предстает перед зрителем натурой эгоистичной и для которой непреодолимых обстоятельств нет. Эгоизм толкает ее на опасное решение отказаться от матери, упрятав в лечебницу и решив таким образом массу…
Читать дальше
Обладатель 'Золотого Георгия' ММКФ-2006, фильм 'О Саре' 2005 года стал второй по счету и самой, пожалуй, заметной киноработой шведского режиссера иранского происхождения Карима Отмана. Центром сюжетного и философского мироздания ленты, главным воплощением авторского замысла является Сара, героиня финской актрисы Линды Зиллиакус - персонаж крайне неоднозначный и отнюдь не являющийся положительным. В трех равноценных по содержанию и драматическому накалу и насыщенности главах фильма, которые вмещают в себя десятилетний период жизни главной героини, в трех главах, именуемых 'О поисках дома', 'О поисках приюта' и 'О поисках любви' зритель может наблюдать постепенную духовную и личностную трансформацию персонажа Линды Зиллиакус, ее превращение из 20-летней инфантильной и импульсивной девушки в опытную женщину с крайне рациональным складом ума. С самого начала и почти до самого финала Сара предстает перед зрителем натурой эгоистичной и для которой непреодолимых обстоятельств нет. Эгоизм толкает ее на опасное решение отказаться от матери, упрятав в лечебницу и решив таким образом массу проблем для себя. Отношения Сары с матерью становятся по сути центральными в первой главе фильма, отношения болезненные, деструктивные для обоих сторон и в дальнейшем сильно сказывающиеся на последующей жизни героини.
В делах альковно-романтических Сара не менее эгоистична. К своим многочисленным мужчинам, среди которых можно обнаружить привлекательного футболиста Калле в исполнении Александра Скарсгарда(кстати, единственный из всех мужских персонажей фильма, кто вызывает симпатию), очкастого клерка и чернокожего рабочего, Сара относится очень потребительски и любовь ни к одному из них не проглядывается. Кажется, что представители сильного пола нужны ей или для удовлетворения сексуальных желаний, в качестве партнеров на одну ночь, или в качестве довеска для помощи по дому. После встречи с Сарой жизнь каждого из этих мужчин изменилась в худшую сторону или стала еще более пресной, а она, переступив через них, даже напоследок не оглянулась. Сара - это женщина с отчетливой печатью рока и все совершенные ей прегрешения, даже самые мелкие, в отношении матери и возлюбленных вернулись ей бумерангом, напоминая о совершенном едва ли не ежеминутно. Сара - это тип роковой женщины, которой улыбка совсем не к лицу, которая в собственных поисках любви, дома и душевного пристанища постепенно теряла себя.
Сара(в значении имени 'властная' или 'родоначальница всего сущего') свое имя истинно оправдывает, хоть стать матерью ей явно не дано. Это властная жесткая натура, которой во многом суждено пройти по пути преемственности поколений, а единственной жертвой, принесенной ей на сакральный алтарь, ее расплатой за все становится невинное дитя, зачатое не от чистой любви, а от вящего собственничества и эгоизма, ведущего в никуда, лишь на путь самодеструкции. Но и мужчины возле нее тоже не самые достойные: в противовес сильной героине Карим Отман создает целую галерею слабовольных мужских персонажей, ибо ни один возлюбленный Сары не склонен что-либо в своей жизни решать сам. Амбициозный футболист, либидо которого проявляется лишь в пылу опьянения, типичный среднестатический карьерист, 'Том Сандерс шведского разлива', или обычный рабочий без жилья и без перспектив...Ни один из этих мужчин не соответствует критериям прекрасного принца, а для Сары выражение 'С милым и рай в шалаше' выглядит крайне неконвенциональным. О любви она думает в последнюю очередь и в течении десяти лет Сара не станет лучше или моральнее; снедаемая эгоизмом, она, лишь постигнув истинное горе, поймет, что наступила пора перемен.
С точки зрения художественного контента в фильме 'О Саре' режиссер Карим Отман подыгрывает как гуманистическим традициям Ингмара Бергмана с его тщательным вниманием к проблемам и горестям маленького человека, а с другой - Карим Отман очень жесток и беспощаден к своим героям, укладывая фильм и в стилистику триеровской 'Догмы-95'(деление фильма на главы выглядит уж очень нарочито по-триеровски). Не прибегая к киноязыку натуралистичной чернухи или гипероткровенной порнухи, как и избегая гнетущей бытовухи, не нарочито идеализируя или излишне романтизируя происходящее, не мистифицируя и не маргинализируя, фильм 'О Саре', авторский и проникновенный по интонации, говорит со зрителем на простом и доступном языке о привычных проблемах, воссоздавая саму жизнь на экране. Фильм снят академично, но не скучно, без постмодернистских изысков и китчевых истерик, без эпатажа. 'О Саре' в большей степени является социальной зарисовкой не только шведского, но и европейского социума в целом, а главная героиня воспринимается и как яркое порождение перезревшей эмансипации 21 века, которая за собственную свободу от всяческих обязательств жестоко расплачивается, не сумев обрести ни настоящую любовь, ни простое человеческое счастье, толком не найдя даже точек соприкосновения с мужчинами, окромя дружбы организмами. I slutet av tragedin...