Жанр | Авторское кино, Мелодрама, Фэнтези |
Хронометраж | 1 ч. 35 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 1 марта 1950 г. (В России — 1 марта 1950 г.) |
Страна | Франция |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
-
Мари Деа
Eurydice -
Мария Казарес
The Princess / Death -
Жан Маре
Orphée -
Франсуа Перье
Heurtebise -
Пьер Бертен
Le commissaire - Жан Кокто
-
Жан-Пьер Мельвиль
Georges Mandel -
Жан-Пьер Моки
Jean-Pierre Mocky
Содержание
Жан Маре ("Фантомас"), Ди Мари ("Добрые и злые"), Франсуа Перье ("Ночи Кабирии") в фильме Жан Кокто "Орфей". Притча о поэзии, любви и смерти. Великий авангардист и ниспровергатель норм общественной морали, поэт, художник, режиссер, сценарист, один из бессмертных членов французской Академии, Жан Кокто снял один из самых необычных и поэтичных фильмов в истории кинематографа. Смерть всегда рядом, она следит за нами из-за зеркал и не всегда бесстрастно. И не надо искать Ад – он тоже ждет нас там… А в Аду есть Высший Суд, который может осудить самое Смерть за земную любовь. Знаменитый поэт Орфей, пресыщенный жизнью и славой, витает в мире своих стихов и мыслей. Та, кто обычно усыпляет людей навсегда, пробуждает его ото сна. Принцесса Ада и сама влюбляется в Орфея, а ее слуга и спутник Артебиз – в его жену Эвридику. Странный любовный четырехугольник обречен.
Отзывы
-
Zatv
24 октября 2016 г., 23:12Жан Кокто (1889 – 1963) был противоречивой, но весьма одаренной личностью. Из-под его пера выходили поэзия, проза, драмы и критика, он писал картины и расписывал фресками стены часовен, ставил фильмы, играл в кино и театре, устраивал Фестиваль проклятых фильмов, исполнял джаз в парижских клубах и даже тренировал боксера из Панамы, доведя его до титула чемпиона мира.
Фильм «Орфей» (1950) входит в его одноименную кинотрилогую, растянувшуюся на долгих 27 лет. Первая картина - «Кровь поэта» была снята в 1932 году, а заключительный фильм - «Завещание Орфея» в 1959. Но именно «Орфей», на мой взгляд, является главной картиной в его творчестве. Для ее понимания необходимо сказать несколько слов об эстетических установках мэтра. Главная фигура в его творчестве – Поэт. По утверждению Кокто, Писатель должен умереть, и тогда рождается Поэт. Если первому он отводил бытописание повседневной жизни, то задача второго – вслушиваться в хаос (первооснову мира) и передавать его посредством своих строк. Для раскрытия темы он часто прибегает к мифам, создавая новые их интерпретации, и аллегориям.…
Читать дальшеЖан Кокто (1889 – 1963) был противоречивой, но весьма одаренной личностью. Из-под его пера выходили поэзия, проза, драмы и критика, он писал картины и расписывал фресками стены часовен, ставил фильмы, играл в кино и театре, устраивал Фестиваль проклятых фильмов, исполнял джаз в парижских клубах и даже тренировал боксера из Панамы, доведя его до титула чемпиона мира.
Фильм «Орфей» (1950) входит в его одноименную кинотрилогую, растянувшуюся на долгих 27 лет. Первая картина - «Кровь поэта» была снята в 1932 году, а заключительный фильм - «Завещание Орфея» в 1959. Но именно «Орфей», на мой взгляд, является главной картиной в его творчестве.
Для ее понимания необходимо сказать несколько слов об эстетических установках мэтра.
Главная фигура в его творчестве – Поэт. По утверждению Кокто, Писатель должен умереть, и тогда рождается Поэт. Если первому он отводил бытописание повседневной жизни, то задача второго – вслушиваться в хаос (первооснову мира) и передавать его посредством своих строк.
Для раскрытия темы он часто прибегает к мифам, создавая новые их интерпретации, и аллегориям. Конь, статуи, снег, убитый поэт, раненный ребенок – система символов, проходящих через все его произведения. Это его понятийный аппарат, мифологемы, на которых он строит видеоряд.
***
Первая сюжетная линия фильма связана с мифом об Орфее.
В греческой мифологии это прославленный фракийский певец, сын Аполлона и музы Каллиопы. Игрой на лире он очаровывал не только диких зверей, но даже камни и деревья, а в походе аргонавтов своим пением развеял чары сирен.
Когда его возлюбленная Эвридика умерла, будучи ужаленной змеей, Орфей спустился в царство мертвых - Аид. Персефона, очарованная пением певца, отпустила душу его возлюбленной с условием, что Орфей не будет оборачиваться, пока они не покинут подземный мир. Нетерпеливый певец не сдержал обещание, и Эвридика исчезла. Орфей долго оплакивал ее окончательную смерть, пренебрегая фракийскими женщинами. Это привело их в такую ярость, что во время дионисийских оргий они растерзали Поэта.
В фильме Орфей (Жан Марэ) – тоже известный поэт, наживший себе много врагов и завистников. Его жена, бывшая когда-то служанкой в обществе вакханок – милая, простая женщина. Она также умирает, пока Высшим потусторонним судом не возвращается к жизни, чтобы исчезнуть вновь. Орфей застрелен разъяренными вакханками и отправляется следом за ней.Но все меняется, когда появляется вторая сюжетная линия, связанная со Смертью (Мария Казарес) и ее слугой Артебизом. Смерть влюбляется в Орфея и забирает раньше времени его жену. Но и над ней есть суд, восстанавливающий справедливость. Увы, поэт уже заражен потусторонней любовью. Эвридика для него становится помехой, отвлекающей от бессмысленных, на первый взгляд, строк, читаемых монотонным (загробным) голосом по радио. В конце концов, и он, и его жена вновь попадают в загробный мир, но Смерть и Артебиз, влюбившийся в Эвридику, не могут торжествовать. Их любовь настолько сильна, что вид мертвых возлюбленных для них непереносим. И тогда они решают возвратить мужа и жену обратно в жизнь, тем самым нарушив самый страшный запрет – на самовольный возврат мертвых на землю. За что и поплатятся вечными муками.
Метафора Кокто более чем прозрачна, Поэт должен полюбить Смерть, чтобы стать бессмертным. И совсем не обязательно для объяснения фильма привлекать, как некоторые делают, Фрейда с его треугольником: Эрос – Творчество – Танатос, и двумя движущими человеком инстинктами – жизни (любви, продолжения рода) и смерти. Только прекратив бояться за свою жизнь, только «повесив мишени на грудь», поэт обретает Голос, уводящий его из течения времени.
Вердикт. Несомненно, must see.
Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм - напиши рецензию!». Тур 27. -
aola
6 июля 2018 г., 20:28Полуторачасовой эстетический оргазм. Жан Кокто не снимает фильмы, он творит какую-то потустороннюю магию (в этом фильме - буквально, ведь Орфею, как известно, пришлось спуститься в преисподнюю). Каждый кадр и каждый крупный план - это признание в любви к Жану Маре, мне любопытно, смог бы Кокто снять фильм так, будь в главной роли кто-то ещё.
Сама история, хоть и берёт что-то от оригинального мифа об Орфее, во многом абсолютно индивидуальна и воспринимается очень свежей и увлекающей даже сейчас.
Потрясающее зрелище и настоящее произведение искусства.
Цитаты
-
The Princess / Death: Вы слишком много пытаетесь понять, дорогой месье. Это недостаток.
-
Orphée: Это было предрешено. Неизбежное. Довольно полумер и недосказанностей. Хватит, нельзя пасовать, Эртебиз. Нужна драма. Нужно идти до конца. И камни, камни...толпа как всегда бросает камни. Хватит, чтобы сделать мне памятник! О чем думает мрамор, когда из него высекают шедевр? Он думает: "Я ранен, оскорблен, разрушен, убит." Но смерть мой скульптор. Пусть она закончит свою работу.
-
Orphée: Что делают здесь эти люди? Они живые?
Heurtebise: Они так думают. Ни к чему так не привыкаешь, как к жизни.
Подборки
-
1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь
991 фильм
-
1000 величайших фильмов
1016 фильмов
-
100 зарубежных фильмов для школьников
99 фильмов
-
Список Звягинцева
108 фильмов
-
Список Тарковского
77 фильмов
-
MovieVision: подборка игры
484 фильма