Человечество расселилось по далёким планетам, а за власть над обитаемым пространством постоянно борются разные могущественные семьи. В центре противостояния оказывается пустынная планета Арракис. Там обитают гигантские песчаные черви, а в пещерах затаились скитальцы-фремены, но её главная ценность — спайс, самое важное вещество во Вселенной. Тот, кто контролирует Арракис, контролирует спайс, а тот, кто контролирует спайс, контролирует Вселенную.
Посмотрел нашумевший аж до своего выхода фильм Дени Вильнёва и остался очень доволен. Надо признаться, в положенное для его чтения время, меня как-то обошел стороной исходный роман Фрэнка Герберта, но я видел старый милый фильм Дэвида Линча с будущим агентом Купером в роли синеглазого Пола Атрейдиса. И тот фильм был мил, но, конечно, по сравнению с прогрессом века XXI, скромен. Правда, вместил в себя всю книгу разом.
Дени Вильнёв снял, разумеется, очень технически-современное кино. Очень красивое. Да, в изображении Арракиса, можно легко уловить параллели с Татуином, а имперские наемники очень напоминают дронов, однако, все это можно (и даже нужно) списать на общие культурные коды. Текст "Дюны" был написан очень рано, "Звездные войны" вышли немного позже, но всех нас придумал бессмертный Профессор. Поэтому, конечно, современные технологии ошеломляют мощью инопланетных визуальных отсылок. Еще это очень медленный фильм. Те, кто любит мгновенную движуху фильмов Marvel ли DC, имеет все шансы отлично выспаться на очень неспешном повествовании, большую часть которого составляют видения юного Пола и длинные красивые шествия членов дома Атрейдисов и Харконеннов от одного космического корабля до другого. В фильме мало драк, и те больше напоминают замедленные съемки боевого балета – так все нежны и аккуратны в ударах мечами и рукопашном бое. Знаменитые черви прорисованы так, что одна пасть километром в диаметре, в принципе, может решить все проблемы воюющих сторон разом.
К красотам флоры и фауны режиссер добавил еще целую компанию реально красивых мощных бруталов – все мужские персонажи как на подбор, включая даже дядьку Черномора –омерзительного Барона в исполнении практически всегда прекрасного Стеллана Скарсгарда – и отдал главную роль тонкому, обманчиво хрупкому, андрогинному Тимоти Шаламе, который сыграл историю инициации героя. Он обретает себя и поднимается к обретению сути по лестнице из видений и инсайтов, воплощения снов в яви, идя по раскаленным пескам мира, который изначально не очень в восторге от его появления. Да, он– Избранный, однако, в отличие от мальчика в очках, носиться с ним, как с писаной торбой, кроме родителей как-то никто не рвется, в его праве быть таковым сильно сомневаются и, потому, он будет доказывать его сам. Ждать в мире Арракиса посторонней помощи практически равноценно смерти. Не случайно, самая большая драгоценность в пустыне – жидкость. Кровь – тоже жидкость и ее нужно либо сберечь, либо пролить, но, в любом случае, доказать на нее свое право.
Надо сказать, что легендарный спайс, который добывают на планете, в фильме больше похож на карри или корицу, и приходы от этих безобидных добавок у юного наследника очень знатные и долгие, но, все же, герой Шаламе отнюдь не трепетный юноша, хотя и кажется, что его вожделеют все, начиная с отца (да здравствуют слэшные фанфики!). Пол Атрейдис, действительно, подготовлен к тому, чтобы стать главой дома и, пусть не сразу, но применяет всю полученную теорию на практике. Это отдельно приятно, потому что фиалочные герои, побеждающие все мировое зло взмахом ресниц и убийственной няшностью – удивительно милы, но крайне неверибельны.
В этом фильме довольно легко углядеть даже не тонкие, а вполне серьезной толщины, намеки на нынешнюю политическую ситуацию в реальном мире, для тех, кто не догнал сразу, показывают долгие крупные планы пустыни и замотанных в бурнусы фриманов, сражающихся за свою землю. И красиво строем марширующих имперских наемников сардаукаров. Если же оставить в покое политику, то нужно подготовиться к тому, что экранизация обещает быть долгой – как говорят, Вильнёв пишет сценарий второй части (в два с половиной часа первой не влезла даже первая книга), а в планах третья, к заявке кино на эпос и, при всей зрелищности научно-фантастического жанра, ко вполне европейскому (учитывая происхождение режиссера) и практически утерянному жанру "романа воспитания", впрочем, на мой взгляд, совершенно без занудности последнего. Этот жанр, в свою очередь, предполагает и соучастие читателя/зрителя, умеющего задавать себе самому вопросы и взрослеть вместе с героем, решая за себя как поступить в том или ином случае и, тем самым, прокладывать свою собственную дорогу жизни и лучшее (сомнительно, но будем надеяться) будущее. Что, опять-таки, предполагает и хорошая фантастика.
Фильм просто шикарный ! Впечатляющие масштабные съемки и потрясающий саундтрек от Ханса Циммера. Пустынные пейзажи завораживают, затягивают, глаз от экрана оторвать невозможно.
Большая удача фильма – исполнитель главной роли Пола Атрейдеса – Тимоти Шаламе. Вот уж кто создан друг для друга! Вроде и не красавец и до взрослой мужественности еще далеко, но есть в нем что-то , что цепляет и обещает это всё в будущем . У него есть все способности лидера : харизма, умение голосом управлять людьми, острый ум, храброе сердце, врожденное чувство справедливости…
Остальные актерские работы тоже сделаны на отлично, все отработали своих героев на 100%. Особенно Ребекка Фергюсон- мать Пола,Оскар Айзек- герцог Лето, Скарсгард – Виктор Харконнен.
Кто знал литературную основу, сразу понял, что этот фильм – только запев большой саги о Дюне. А кто не знал, тот получал подсказки на протяжении всего фильма.
О сюжете и говорить нечего. Всё , как я люблю: далекое будущее, Император, противодействующие дома Атрейдесов и Харконненов, чуждые людям планеты, космическая готика, Арракис со своими Специями и Пол со своими вещими снами… Отличная работа режиссера Дени Вильнева. С нетерпением буду ждать продолжение.
Рекомендую всем, кто еще не смотрел.
«Дюна» безусловно синематична, фильм пестрит кадрами, которые одно удовольствие посмотреть на большом экране. А те, кто горюет, что фильм растянули, возможно не встречались с первоисточником. В отличие от эпопеи Герберта, Дюна Вильнева скорее вполне лаконично расставляет все точи в правильных местах и дает нужную информацию в подходящих отрезках и в необходимом объеме. Да, фильм все еще очень медленный и почти что медитативный, так что те, кто ожидает фентезийный экшен, наверняка разочаруются. Я же люблю красивую куртинку, пустынные ландшафты и неспешные сюжеты, где можно просто познакомиться с новым миром и его обитателями. Чем-то это мне напомнило обновленную версию раннего Доктора Кто, там тоже очень неспешный сюжет и медленное знакомство со страннейшими цивилизациями.
Я вообще не очень большой фанат Шаламе, но тут он просто очень подошел под роль Пола. В книге он как раз такой и есть: очень неуверенный в себе, немного никакой, весь в себе и отстраненный. Так что несмотря на то, что Пол в принципе — не самый интересный персонаж, вины Шаломе в этом нет. Посмотрим, что нам преподнесут в следующей части, в книге она подинамичнее, но надеюсь нас не оставят без красивых эпичных кадров.