Мир устроен неправильно. Мир погряз во зле. Много лжи, вранья, лицемерия. Добродетель поругана. Вера утрачена. Главный герой, мальчик Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах. Как их надо соблюдать, от кого их надо защищать, что такое хорошо и что такое плохо. Его поведение для окружающих становится серьезным испытанием. Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?
Известный театральный режиссер Кирилл Серебренников представил своего "Ученика" в Каннах-2016 в рамках программы "Особый взгляд". Без призов фильм не остался и получил приз имени французского журналиста и историка кино Франсуа Шале. "Ученик" люто злободневен как были злободневны когда-то карикатуры Маяковского и Кукрыниксов. "Ученик" так же актуален для думающей публики как был актуален этим летом для фанатов франшизный "Отряд самоубийц". Стилистика "Ученика" - стилистика фундаменталистской драмы черно-белого окраса действительности, показывающей средствами артхауса абсолютно комиксных героев из современности.
Что двигало уважаемым режиссером Серебренниковым, когда на сравнительно небольшие деньги (порядка 1 млн. евро) им была экранизирована недавно поставленная современная пьеса "Мученик"? Автор "Мученика" - Мариус фон Майенбург - отчаянно сопротивляется исламскому фундаментализму художественными средствами. Для Европы, теряющей по сути свое культурное лицо и принявшей тысячи беженцев с Востока, это актуально как никогда. Для режиссера "Ученика" важно дать предупредительный залп с экрана о том, что фундаментализм не знает конфессий, рас, возрастов и проблем пола. О том, что каждый из нас является носителем дремлющего фундаментализма, готового взорвать идиллию всепрощающей толерантности.
Не случайно "Ученика" очень многое роднит с одиозным для многих "Отрядом самоубийц". Те же комиксово-понятные и просчитываемые персонажи, но уже из нашей российской действительности. Одержимый правдой света истины Библии тинейджер (набирающий обороты пластичный Петр Скворцов), мать-одиночка-трехработница (Юлия Ауг), смазливая пубертатная девчуля (Александра Ревенко), одержимая светом истины единственно верного знания учительница (убедительная Виктория Исакова), как-бы-чего-не вышло директриса школы (Светлана Брагарник), батюшка златокрестный слово Божие несущий (Николай Рощин) и застрельщик почти что мессии разноногий одноклассник (Александр Горчилин). Знаки условного равенства между персонажами "Ученика" и "Отряда" рекомендуется расставить самостоятельно.
Из-за просматриваемой злободневной комиксовости ленты динамика вышеупомянутых персонажей отсутствует. Почти отсутствует. Театрально не статичны только истинно уверовавший и жарящий ежесекундно во всех библейскими цитатами Веня Южин и модненькая учительница биологии Елена Львовна, вступающая с Веней в клерикальную полемику. И у кого из них право на правду и пароль на правду решает зритель самостоятельно. Веня мастерит крест и мечтает о роли нового мессии для этого грешного мира, Елена Львовна создает материалистическую оппозицию здравого смысла увязшему в библейских цитатах Вене. Перенесение Серебренниковым на экран его же спектакля делает "Ученика" театрально считываемым и клипмейкерски оживленным благодаря камере Влада Опельянца.
Сюжетно Серебренникову удается сказать в "Ученике" самое главное - цитатами из Священного писания выложена дорога в личный подростковый ад. Поэтому "Ученик" как фильм - это бунт цитированных, клишированных и вырванных из контекста неоспоримых вроде бы истин против существующего социума. А режиссер бунтует против нового надвигающегося Средневековья и против оголтелого конфессионального экстремизма. Остается только надеяться, что саркастичный посыл "Ученика" будет увиден и услышан как можно большим количеством зрителей. И кричащая плакатность этой работы - ее главное соответствие времени и моменту.
Мне очень понравилась задумка, но реализация подкачала. Казалось, что фильм набирает обороты, напряжение растет, только вот никакой кульминации, по сути, не было. Я ожидала, что в конце будет что-то весомое, какая-то более трагическая или просто более впечатляющая развязка, которая оставит заметный след в душе. Однако...все как-то оборвалось, не начавшись. Идейный главный герой, готовый убить человека ради своей этой идеи, и весь фильм набиравший обороты, вдруг стоит поникший и опускается до какого-то мелочного вранья. Сильная, умная и решительная женщина вдруг ударяется в истерию, не в силах отстоять свою позицию. Еще хочется отметить чрезвычайно слабые диалоги, а собрание в конце выглядит так, как будто сценарист вдруг ушел в запой и последние сцены пришлось дописывать электрику дяде Васе, от чего ожидаемое сложное психологическое противостояние превратилось в невнятное и необоснованное бормотание сторон. В принципе вообще не понятно для чего они собрались, ведь ни у кого из воспитывающих нет своей четкой позиции.
Игра актеров неплохая, больше всего понравился Александр Горчилин в роли Гриши. Вот его персонажу, почему-то, верилось безоговорочно. Хотя его "явление" учительнице в конце как-то мало обоснованно и откровенно лишнее. А еще мне показались неправдоподобными взаимоотношения в школе и принятые там порядки.
Не такой уж плохой фильм, но откровенно жаль загубленную идею.
Очень необычный фильм, смотреть который достаточно тяжело, а уж пересматривать не хочется вовсе. Реальность здесь искажена, будто бы «передёрнута» - где-то линии через чур гладкие, где-то наоборот, но реалии узнаются без труда.
Основная проблема, основной крик, который ты слышишь на протяжении всего фильма предназначен по сути не только для нашей страны, ведь тот самый фанатизм, религиозный экстремизм, увы, не существует в рамках какой-то конкретно взятой страны. А уж к чему может привести самостоятельное толкование, безразличие или нежелание услышать и вовремя что-то предпринять, можно понять самостоятельно. Но часто об этом слушать не хотят или же используют ставшую очень удобной в последнее время фразу «вы не понимаете, это другое». Но я отвлеклась. Итак, центральный персонаж этой истории – подросток Вениамин. Он не расстаётся с религиозной книгой, видит зло буквально везде, ведь старые заветы не соблюдаются, а наука – ложь. «Противостоит» Вениамину обыкновенная учительница Елена Львовна. К сожалению, и та, и другая сторона упорно не слышат друг друга и выкидывают свои аргументы/мнения в пустоту. У меня есть предположение, почему это так, но я всё-таки оставлю его при себе. Напряжение растёт на протяжении всех двух часов фильм и, казалось бы, в финале должен произойти врыв. Но – нет. Вместо него можно получить чуть ли не оглушающие тишину. Плохо ли это? Нет, но очень необычно.
Что касается визуальной составляющей, то фильм выглядит очень достойно, но мне постоянно что-то мешало. Толи слишком чистой была картинка, толи слишком яркими были краски, а может я слишком поздно распознала настроение этой истории. В любом случае, спасибо за «крик».