У кого не сжималось сердце при чтении второй части «Цветов для Элджернона»? Кто не всхлипывал над судьбой Чарли Гордона? Однако произведение Дэниэла Киза - фантастика.
А в фильме «Все еще Элис» показано, как это бывает в жизни - реальный вариант, который может случиться с каждым (ну, конечно, нужно иметь какие-то предпосылки, но кто же может быть уверенным, что у него нет соответствующих предпосылок).
Пятидесятилетняя Элис – лингвист, автор книг, профессор университета, у нее все хорошо - и любящий муж, и трое взрослых самостоятельных детей. Неожиданно у нее обнаруживается ранняя стадия болезни Альцгеймера (расстройство памяти, сначала кратковременной, а затем и долговременной)...
Фильм очень тактичный, его создатели даже как бы успокаивают нас, пытаясь найти позитив в предельно честном показе постепенной деградации, однако все равно болезнь страшна. Да, в фильме Элис все еще остается Элис, благодаря тому, что она была хорошим человеком, и ее окружают хорошие люди. В том-то и трагедия, что была...
Всю жизнь человек накапливает воспоминания. Возможно, это самое ценное его приобретение. А потом, вдруг, память начинает давать сбои. Внезапно пропадают какие-то слова, потом не можешь вспомнить где находишься, потом забываешь что где лежит. Вначале это не вызывает особого беспокойства, но потом случается все чаще. И вот доктор выносит безжалостный вердикт - начальная стадия Альцгеймера. И медицина бессильна. И через несколько лет человек превратится в растение. А женщине всего 50, она успешный преподаватель, у нее хороший муж и чудесные дети.
Джулиана Мур прекрасно играет умную и сильную женщину, которая борется изо всех сил, но процесс не остановить. Она проходит все стадии от кратковременной забывчивости до неузнавания своих детей. Снято и сыграно очень тактично и сдержано, отличная режиссерская работа. И Алек Болдуин и Кристен Стюарт тоже хороши.
В кинематографе тема болезни Альцгеймера освещается довольно часто. Например, самый популярный мелодраматический фильм "Дневник памяти", канадская драма "Вдали от нее", индийская кинолента "Ты, я и мы" и даже немецкая комедия с элементами роуд-муви "Мед в голове". Чаще всего в подобных фильмах делается акцент на том, что люди с Альцгеймером постепенно теряют память и уже не могут идентифицировать своих близких. В драме "Всё ещё Элис" тема раскрыта гораздо глубже и серьезнее, что мне импонирует. На примере главной героини показано поэтапное развитие болезни. Сначала забываются какие-то накопленные знания, как значения слов или рецепт любимого пудинга, затем из памяти начинают выпадать определенные события, запланированные дела и воспоминания. В конце концов, человек становится полностью дезориентированным и беспомощным, поскольку забывает самое важное - каким он был прежде.
Впервые я взглянул на болезнь Альцгеймера не просто как на потерю памяти, а как на разрушение личности. Если задуматься об этом, то становится жутко. Объем сохраненной информации в нашем мозгу имеет определенный лимит, поэтому мы особо не переживаем, если забыли что-то из теоретического курса по физике из школьной программы. В соц. сетях всегда приходят уведомления о днях рождения близких, а в ежедневник можно записать напоминание о какой-то встрече. Меня больше пугает потеря семантической памяти. Недавно после рабочего дня я по привычке хотел расплатиться картой в маркете, машинально ввел PIN-код, но транзакция не прошла. Вроде вполне обычная ситуация, но на несколько секунд появилось иррациональное чувство страха, что я мог его забыть (у меня всегда были проблемы с запоминанием паролей, имен, дат и чисел). Правда, в мозгу осталось семантическое воспоминание о последовательном нажатии кнопок у банкомата, поэтому ситуация сама собой разрешилась. Но ощущение малоприятное.
А теперь вернемся к Элис. Чем успешнее и умнее человек, тем сложнее ему примириться с диагнозом. И да, я прекрасно понимаю, почему для нее рак - это меньшее из зол. Возможно, это действительно более гуманно, чем постепенно превращаться в беспомощного овоща. Умная и независимая женщина страдает от того, что становится обузой для своей семьи и посмешищем для остальных людей. Что меня больше зацепило? Ее эмоциональное выступление на публике или то, что ей элементарно приходится выделять маркером уже прочитанный текст, чтоб не повторяться? Видеообращение к самой себе или то, что взрослая женщина может заблудиться в своем же доме и не найти туалет? Вот вроде бы с семьей ей повезло, но даже они в какой-то момент перестают относиться к ней, как к личности. С опаской доверяют подержать ребенка в руках или начинают говорить о ней в третьем лице в ее присутствии, как о каком-то предмете. Джулианна Мур настолько убедительно играет, что просто невозможно не проникнуться сочувствием к ее героине. Пожалуй, это один из лучших фильмов о болезни Альцгеймера, поскольку он самый реалистичный из всех, что я видел.