Фильм о юристе из Алабамы, воспитывающем без матери своих двоих детей. Помимо темы расовых предрассудков на Юге, это рассказ о том, как двое детей из мира фантазий делают первые шаги в совершенно иной мир подростков, где уже формируются такие понятия, как благородство, сострадание, справедливость и неравенство.
В обстановке экономической депрессии, преисполненной фанатизма и ненависти, мудрый, мягкий, с тихой речью и великолепными манерами алабамский юрист должен защищать в суде негра, ложно обвиненного в изнасиловании.
Фильм снят в 1962 году, он черно-белый, что нисколько не умаляет его достоинств. В целом фильм вполне отражает сюжет книги, основную событийную канву. Но некоторые эпизоды отсутствую, эпизоды, которыми мне кажутся ключевыми в раскрытии характеров (первый день Глазастика в школе — ее разговор с учительницей, чтение книг Джимом у миссис Дюбоз, поход в церковь с Кэлпурнией, пожар в доме мисс Моди, поездка на Пристань к сестре Аттикуса, сцены с костюмами и живыми картинами в школе, игр детей в Страшилу Рэдли). Сцена с приездом Дилла после побега из дома смазана, и если не знать этого из книги, то по сюжету фильма это неясно. Но так или иначе все события книги невозможно уместить в один фильм. Но, что немаловажно, в фильме нет Александры — сестры Аттикуса. А ее образ очень важен для понимания характера детей, важно знать ту роль, что она сыграла в их жизни. Нет сцен чаепитий уважаемых дам города в доме Финчей, а это важно, т. к. в такие моменты в Глазастике пробуждается женское начало (немного загнула, имею в виду, что в такие моменты она понимает, что она девушка и должна носить платья и ей начинает это нравится).
Грегори Пэк отлично воплотил образ Аттикуса Финча — цельную волевую личность, невозмутимого, честного, доброго и справедливого человека. Он умеет объяснить любую вещь или ситуацию доступным языком, умеет заинтересовать детей предметом, который им кажется неинтересным или неважным. Аттикус говорит с детьми как с равными, не делая скидки на их возраст. Он прирожденный адвокат и заботливый отец. Отказываясь участвовать в детских забавах, Аттикус ссылается на то, что слишком стар, и дети привыкли относиться к нему немного снисходительно. Но их гордость за отца взлетает до небес после эпизода с бешеным псом, когда они узнают, что он стяжал себе славу меткого стрелка. А как вдохновенна его речь на суде в защиту черного.
Образ Глазастика в исполнении Мэри Бэдэм показался мне несколько смазанным, намного менее ярким, чем в книге. Киношкому воплощению не хватает энергии, живости, азарта книжного Глазастика. Она напоминает пугливую хнычущую девочку, а не сорванца, готового к опасным приключениям.
Филиппу Олфорду роль Джима тоже не вполне соответствует.
Возможно, я субъективна не в меру и все дело в том, что я себе не так их представляла по книге.
Маела вызывает еще большее отвращение, чем в книге. Ее наглая и гнусная ложи шита белыми нитками, многие это понимают, но, увы, в этом мире слово черного пустой звук против слова белого.
Брок Питерс удивительно воплотил образ Тома Робинсона. Его мимика, движения, речь — все удивительно точно воспроизводит Тома из книги.
Хочется отметить реалистичность сцены суда над Томом Робинсоном и сцена нападения Юэла на Джима и Глазастика (показано именно так, как описывала это Глазастик в книге).
Музыка порой не совсем соответствует моменту и слишком проста (но это для искушенного зрителя 21 века).
Порадовал голос рассказчицы (взрослая Глазастик), он появляется к месту, всегда вовремя.
Сюжет раскрывает главную проблему 30-х годов прошлого столетия: бесправие негров, несмотря на их освобождение. Дать свободу человеку не так сложно, как освободить разум от предрассудков. На деле же, если негра обвинят в преступлении, то его осудят, пусть и все будут понимать, что обвинения притянуто за уши и откровенно состряпано. И судебный процесс является наглядным примером этого. Но зарождается надежда на то, что такой порядок изменится, ведь присяжные совещались долго, хотя обычно это занимает минуты две.
Первая часть фильма нудновата, пожалуй, кто не читал книгу и не сильно заинтересован, может до настоящих событий и не дотянуть. Хотя в книге было что показать, есть драматизм, неожиданные повороты событий, и они в фильме переданы, но в в начале мы просто видим детей и их шалости. К сожалению, отвратительная сцена убийства собаки вошла и в фильм. Понимаю, что это вроде как важно для сюжета, но не могу смириться с подобными кадрами, ибо собаки - это святое. Единственное украшение этого фильма - это, конечно же, Грегори Пек. Хотя ему тут уже 46, и это заметно, но он всё ещё хорош собой и привлекателен. Жаль только, что за дурацкими очками не видно его прекрасных глаз. Сыграл он достойно, всякий бы хотел такого отца. Странно, что такая знаменитая книга была экранизирована лишь однажды.
Отличный фильм! Он стоит особого внимания, хотя бы просто потому, что является экранизацией замечательного романа Ли Харпер. Не скажу, что это точная экранизация. Многие, значительные в книге моменты, в фильме отсутствуют. Но этого требует динамика фильма, так режиссер увидел свою картину. Слишком мало сцен, связанных с детством! А ведь это прежде всего и воспитательный роман. Во главу угла ставится судебный процесс Аттикуса, и на передний план выходит уже социальная подоплека — расовая ненависть между «белыми» и «цветными». Тем не менее, фильм от этого не становится хуже. Актерский состав подобран замечательно, Грегори Пек отлично играет роль Аттикуса. Неплохо подобрали и юных актеров на роль Джима и Глазастика. Фильм оставил только положительные эмоции! Советую смотреть, смотреть и еще раз смотреть)