Два человека, затерянные в океане песка. Иштар, веселая маленькая девочка, и ее дед, Баб Азиз, слепой дервиш. Их цель — великое воссоединение дервишей, которое происходит каждые тридцать лет. Но узнать, где это произойдет, каждый пытается исходя из своей веры. Каждый должен услышать бесконечную тишину пустыни своим сердцем. Пока они пересекают безграничное пространство пустыни по обжигающим пескам, они встречаются с другими людьми. Осман, страдающий по прекрасной девушке, которую он нашел на дне колодца…
Зайд, чьи песни воспевают восхитительную красавицу. которую он потерял… Тут и Принц, который отказался от своего королевства, чтобы стать дервишем — древняя легенда, которую Баб Азиз рассказывает Иштар, пока они преодолевают тяжелый путь. Пустыня — друг дервиша, однако, в течение всего времени она не открывает Баб Азизу секрета: места сбора. Пожилой мужчина в последний раз целует внучку, прежде чем отправить ее с Зайдом в буйство красок и волшебные звуки сбора. А для Баб Азиза настало время слиться с песками, став частью множества преданий и легенд, которые витают над пустыней, как мечта, и другая мечта, и еще, и еще, и так до бесконечности, подобно песчинкам в пустыне. Насер Хемир создал щемящую поэму о неудержимом наступлении зыбких песков Ирана и Туниса.
Существует столько путей к богу, сколько душ на земле.
"- Баба Азиз, разве ты не пойдешь на собрание в конце концов?
- Пойду мой маленький ангел. Пойду.
- Ты пойдешь совсем один?
- Я найду свой путь.
- Но ты заблудишься!
- Тот, кто имеет веру никогда не заблудится, мой маленький ангел. Тот, в чьей душе покой, никогда не потеряет свой путь.
- Но где проходит собрание?
- Я не знаю, мой ангел.
- А другие знают?
- Нет, они тоже не знают.
- Но как же ты придешь на собрание, не зная где оно?
- Достаточно идти, просто идти. Те, кто приглашен, найдут дорогу".
Очень мудрый, проникновенный фильм на философско-эзотерическую тематику. Красота исполнения завораживает с самых первых минут просмотра. Замечательный саундтрек вплетается в сочность насыщенных красок и тягучести восточно-мистической линии сюжета. Это фильм для крайне неспешного и вдумчивого просмотра, где главная роль отведена пустыне Сахара. Складывается такое впечатление, что не герои, предстающие перед нами на экране, пришли в пустыню для той или иной цели, а наоборот, пустыня позвала их и теперь играет их жизнями, как куклами. Суть всего происходящего, как мне кажется, заключается не столько в том, чтобы бросить вызов судьбе, сколько в том, чтобы достойно принять то, что предначертано.
«…пустыня – это нечто совсем иное, чем Россия, да и Европа вообще. Здесь пространство заполнено лесами, городами, и жизнь насыщена до утомления. А в пустыне пустота, бесконечная пустота, в которой человек ощущает себя наедине с Богом. Я представил себя и в самом деле одиноким, и меня охватило ужасное чувство: крикнешь – и не услышишь даже эха, побежишь – и пески тут же скроют твои следы, посмотришь перед собой – везде один мираж. Мне стало страшно. Пустыня молча проглатывает и стирает твое существование, даже если ты находишься в разгаре жизни и на пике бытия. Она говорит тебе: «Ты ничто и никто. Ты часть этой пустоты». И в этом – самый большой вызов, который может быть брошен человеку на земле. Ты вступаешь с пустыней в поединок, в котором либо ты докажешь свою силу, либо она тебя уничтожит. Ее безграничность, вселяющая поначалу чувство абсолютной свободы, сужается все больше, пока не превратится в настоящую тюрьму. Стоя там, посреди моря песка, я понял, почему в древности именно в таком месте человек искал Бога. Скажу даже: это и привело меня в пустыню. Я представил древнего человека, заблудившегося в безлюдной пустыне, одинокого, время от времени глядящего в небо и утешающего себя: «Небо не может быть безжизненным. Небо не может не быть добрым».
Но, с другой стороны, стоя в глубине этой пустоты, я неожиданно осознал сам себя, понял, что нашел необыкновенное внутреннее умиротворение, какого мне не доводилось испытывать прежде. В этом одиноком противостоянии с пустыней я ощутил мир с самим собой и увидел внутри себя горизонт, подобный простиравшемуся передо мной. Эти глубокие и прекрасные чувства ты можешь испытать, лишь оказавшись в глубине пустыни, отрешившись от действительности, погрузившись в себя, став суфием, ища Бога. Веришь ли, я не успел вернуться, как понял, что заболел ностальгией. Эта странная тоска будет всегда тянуть меня обратно в пустыню».
Это отрывок из роман Кафа Аль-Зооби «Лейла, снег и Людмила», который сразу вспомнился, как только я начала смотреть эту картину.
Случайности в этом фильме, на мой взгляд, отсутствуют полностью. Всё наделено своим смыслом. Вот, например, наблюдая за поведением ребёнка, юноши и старика, мы можем проследить метафоричность данных образов вспоминая суфийские притчи о разных стадиях души (детской, юной, старой) и о конечном пути, куда все мы приходим, о неминуемом слиянии с Абсолютным и Вечным.
Рекомендовать этот фильм к просмотру очень сложно, потому что он однозначно на любителя и, потому что, если разобраться, это не фильм вовсе, это целая философия, это история, которая не имеет ни начала, ни конца, потому что она о Суфизме…
Баба Азиз во время своего пути рассказывает нам почти обо всём: о вере, о жизни и смерти, о жизненном пути человека и его выборе…