Джек родился в Эдинбурге, в «самый холодный день на свете», и сердце его мгновенно оледенело. Брошенного матерью мальчика усыновляет акушерка-волшебница, Докторша Мадлен. Она вставляет ему в грудь часы, которые помогают сердцу биться, но влюбляться Джеку нельзя — такого пылкого чувства хрупкая сердечная механика не выдержит. Однако подросший Джек невольно нарушает запрет, увидев на прогулке маленькую уличную певицу…
Уже какой раз замечаю, что французские мультфильмы более взрослые и осмысленные, чем стандартные диснеевские сказки и творения Pixar. В этом, конечно, их особая изюминка и шарм. Начало мультфильма сразу задает мрачный тон, когда беременная женщина в стужу старается спасти своего ребенка в утробе. Сердце малютки Джека превратилось всё-таки в ледышку, но волшебница Мадлен заменила главный орган на часовой механизм, за которым нужно бережно ухаживать и соблюдать три главных правила: не трогать стрелки, не гневаться и не влюбляться. Увы, последний пункт оказался самым тяжелым испытанием для главного героя, стоило ему только повстречать на улице симпатичную девушку с шарманкой. Он готов на всё, лишь бы разыскать таинственную незнакомку и поцеловать её на свой страх и риск.
Во-первых, это было действительно красиво с визуальной точки зрения, но еще и со смыслом. Сердце - это ведь на самом деле наш механизм, отмеряющий время жизни. А в компании любимого человека время порой пролетает незаметно, поэтому и у главного героя стрелки ускоряли ход. Правда, фраза "Заведи меня" звучала уж слишком многозначно для меня. Во-вторых, мне понравилась атмосфера мультфильма. Если все обычно стараются сделать что-то жизнерадостное, мотивирующее и светлое в данном жанре, то тут не жалели драматизма. Джек страдает от своей любви, но готов жертвовать собой ради нескольких счастливых моментов. Он терпит унижения и комплексует из-за своей особенности. Это не совсем обычный главный герой. Эдакий страдающий романтик Пьеро. Ну, и финал получился красивым, хоть и немного пафосным. В-третьих, это всё сопровождалось приятной музыкой, ласкающей слух.
Но есть у меня и претензии к мультфильму. Если с любовью Джека всё относительно понятно, то образ главной героини вообще не раскрыли. С чего вдруг она воспылала чувствами к незнакомому мальчишке? Какие отношения связывали ее с долговязым Джо и почему она присылала ему открытки? Почему мисс Акация покрывалась шипами? Да и вообще слишком много сумбура в одном мультфильме. Вроде герои познакомились в Эдинбурге (Шотландия), а потом встретились в Андалусии (Испания), но не покидало ощущение, что всё происходит именно во Франции. Да и второстепенные персонажи были яркими, но странными. Например, подружки Мадлен в фривольных нарядах. Также совсем непонятно, почему родная мать Джека внезапно решила, что не сможет заботиться о своем сыне. Поэтому остались смешанные чувства после просмотра. Тем не менее, за оригинальность и выразительность можно похвалить создателей.
Это фильм не для детей, да и далеко не для всех взрослых:). Несомненно он понравится ценителям рок-мюзиклов, а также мрачных и сюрреалистических иллюстраций в стиле Бенжамина Лакомба, Николетты Секколи и Рэя Цезаря. Вероятно, поклонникам Тима Бертона и Генри Селика тоже стоит обратить внимание. Не знаю, есть ли еще какие-то мультфильмы в стиле стимпанк - возможно, этот первый. История и визуальный ряд наполнены интересными - и грустными - метафорами. Качество анимации и особенно дизайн персонажей - выше всяких похвал, это подлинный шедевр, каких не делают в Голливуде:).
Во-первых, романтика - романтика первой наивной любви и всего такого ня-ня-няшного.
Во-вторых, смешение разных техник анимации, гармоничное и впечатляюще смешение. Создается ощущение крафтовости, рукотворности и персонажи прорисованы достойным образом, в стиле французского художника-иллюстратора Бенжамена Лакомба.
В-третьих, черный юморок и незатейливые сюжетные линии около режиссуры Тима Бёртона. Диалоги с межстрочными отсылками к другим известным произведениям мирового искусства, также намеки на них в разных кадрах («Ромео и Джульетта», «Кармен», «Спящая красавица», «Путешествие на Луну»). Потрясающее музыкальное сопровождение, рок-аранжировка, закос под ненавязчивый мюзикл.
Персонажи запоминаются – и кот в очках, и Мадлена, и Киношник с сильным французским акцентом, даже Джек Потрошитель был!.. Настолько яркие, интересные, что побывать в мире Экстраординариума очень захотелось. Впервые понравились стимпанк, готика и викторианские мотивы, действительно впервые пришлись по душе и показались органичными и не надуманными.
Сюрреалистичные детали также покорили: тернии из злящейся девушки, стужа, которая превращает все в лед, красивенная метафора механического сердца, поезд-гармошка, воспаряющие мечтатели… Атмосфера железобетонно создается и не отпускает.
Безумно трогательный конец. Я понимаю, что он кажется нелогичным для сказки, нелогичным кажется и поступок главного героя Джека, но это только на первый взгляд. Если вспомнить все диалоги, все цитаты, связанные с его механическим сердцем, то становится понятен выбор Джека.
Действительно обидно, что такую уникальную работу слабовато оценили… Это большой шаг в понимании современной анимации, комбинации стилей и возможностей. Всем советую, кому хочется одновременно легкости, глубины и необычности.